Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 123 Аристотелю, и является целью этики) к проблеме обоснования моральных норм (т.е. поиска их причин). Наконец, определяющим для этики норм является стремление укоренить мораль в пространстве фактов, сущего, в объективно существующей реальности. В Новое время под воздействием успехов естествознания происходит определенная девальвация понятия «сущего», его сближение и отождествление с материальным миром. Представления о том, что нравственные нормы имеют естественные, физические, материальные причины характерны для различных форм натуралистической этики (прежде всего утилитаризма), а в крайней своей форме – для биологизаторских концепций морали (таких, как эволюционная этика). Впрочем, метафизические концепции, как показал Джордж Мур, также выводят мораль из сущего, с той лишь разницей, что последнее понимается в них как некая сверхчувственная реальность, отличная от природной. На проблематичность перехода от сущего к норме обратил внимание Давид Юм указавший, что все известные этические теории от описания того, что есть, необъяснимым образом переходят к утверждению того, что должно быть. Позднее в метаэтике невозможность перехода от дескриптивных высказываний к нормативным становится аксиомой: по крайней мере, никто из тех, кто брался за эту проблему, пока не предложил удовлетворительного ее решения. Однако даже если мораль и удастся укоренить в пространстве фактов, т.е. обосновать ее логическую истинность и рациональность, перед теоретиком возникает проблема, связанная с переходом от нормы к действию. Без воли, желания, установки на действие, т.е. внутренней направленности на поступок любая норма оказывается пустой формальностью. На вопрос о механизмах перевода норм в поступки у нормоориентированной этики не просто нет удовлетворительного ответа, он обычно даже не ставится. Для традиционного сознания этот вопрос был не актуален, поскольку предполагалось, что мораль существует в виде общественно признанных норм, санкционированных традицией или Богом, которые индивид обязан исполнять по умолчанию. Этика Нового времени поставила на место Бога разум, не изменив, однако, общей схемы рассуждений. Предполагается, что поведение человека детерминировано теми же рациональными соображениями, что и сами нормы, и разумный человек не может поступать вопреки обоснованным законам (так же как предмет не может не падать на землю под воздействием закона всемирного тяготения). Все разумное должно быть воплощено в действительность. Однако в реальности далеко не все действия человека рациональны, так же как не все рациональные действия моральны. Кроме того, разумность и обоснованность нормы совсем не обязательно влечет за собой желание ее исполнить. Признавая что-то разумным и необходимым (например, воинскую повинность), я в то же время могу уклоняться от нее. Я также могу признавать определенную норму, например, любовь к ближнему в качестве важнейшего принципа общежития. Однако само по себе безоговорочное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=