Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 122 то практическая философия нацелена на исследование реальных поступков конкретных людей. Рефлексия над моралью возникла как философия поступка, но в настоящее время характер господствующих представлений о морали определяет этика норм. Последняя оформилась в Новое время как составная часть проекта научного осмысления мира. Однако в процессе своего развития она столкнулась с рядом проблем, для адекватного разрешения которых потребовалось переосмыслить глубинные основания этической рефлексии. Одним из вариантов такого переосмысления стало возвращение к философии поступка. Ниже предлагается краткий анализ этих двух направлений, завершаемый размышлениями о роли нормативности в рамках философии поступки. Этика норм Согласно представлениям большинства современных исследователей этика должна быть нацелена на поиск и изучение общезначимых законов , регулирующих социальные взаимодействия. Все конкретное, индивидуальное, уникальное оказывается значимым только в качестве примера воплощения общезначимых норм в реальность. В результате в фокусе этики оказываются императивы, предписания, стандарты, принципы, осмысленные в качестве проявлений универсальных законов. При этом почти все направления этики Нового времени, включая те, которые принято рассматривать как противостоящие друг другу (например, утилитаризм и этика Канта) вполне согласны в том, что все многообразие моральных норм может быть возведено к единому универсальному принципу или группе таких принципов. Г. Риккерт называл такой подход генерализирующим, противопоставляя его индивидуализирующему, или историческому подходу, описывающему уникальные события. При этом генерализирующий метод он считал отличительной чертой наук о природе, а не о духе. С этой точки зрения этика норм строится по методологическим образцам естественных наук, а универсальные нормы рассматриваются как аналоги законов природы. Другой отличительной чертой этики норм является ее направленность на выявление причин . Философия Аристотеля, определявшая характер теоретических исследований на протяжении поздней Античности и Средневековья была телеологична: по его мнению, во всех вещах и явлениях имманентно присутствует целесообразность. В Новое время наука отбросила это предположение (так, Бенедикт Спиноза в своей «Этике» утверждал, что «учение о цели совершенно извращает природу» [6, с. 397]). Преодоление аристотелевского телеологизма, т.е. отказ от спекуляций по поводу целей и обращение к определению причин дало науке Нового времени толчок к развитию. Конечно, эта методологическая установка не привела к полному отказу исследователей от идеи целесообразности в этике, но существенным образом сместила их внимание от проблемы поступка (который, согласно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=