Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 112 А. В. Прокофьев Институт философии РАН ДВА ВОПРОСА ИЗ ИСТОРИИ ПОСТСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЭТИКИ В статье проанализированы два предположения А. А. Гусейнова, касающихся истории этики в период между окончанием эпохи средневековья и антинормативным поворотом XIX в.: тезис о том, что в этот период не переосмыслялось нормативное содержание морали, и тезис о том, что возникшая в это время утилитаристская этика является полноценной альтернативой возникшего в то же время кантианства. Что касается первого тезиса, то, по мнению автора, существенным переосмыслением нормативного содержания морали является формирование такого образа последней, в котором однозначно преобладают ценности и нормы, требующие защищать и продвигать интересы других людей. Ориентированные на самого деятеля требования маргинализуются. Что касается второго тезиса, то автор полагает, что утилитаризм является альтернативой кантианства в нормативных вопросах, но не в вопросе об обосновании морального долга. Обоснование морали утилитаристами носило очень неоднородный характер. В этом отношении в качестве противоположности кантианства необходимо рассматривать не утилитаризм, а другие идейные течения и теоретические парадигмы рассматриваемого периода. Ключевые слова: история этики, постсредневековая этика, нормативное содержание морали, обоснование морали, утилитаризм, кантианство. A. V. Prokofyev RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia) TWO ISSUES OF THE HISTORY OF THE POST-MEDIEVAL ETHICS The paper deals with two hypotheses of A. A. Guseynov pertained to the history of the post-medieval ethics: that the normative content of morality stayed unchanged in this period and that the utitilitarian ethics was a full-scale alternative to the Kantian one. As for the first point, the author considers as a serious change of the normative content of morality the emergence of the conception of this phenomenon that identified the moral duty with defending and promoting the interests of other people. Non-other-regarding requirements were marginalized. As for the second point, the author believes that the antithesis of the utilitarianism and the Kantian ethics exists only in the normative sphere but not in the sphere of the justification of morality. Utilitarians answered to the question ‘why should be moral?’ in different ways, without a common pattern. So in this sphere some other ethical schools and trends were the actual antipodes of the Kant ’s moral philosophy. Keywords: history of ethics, post-medieval ethics, normative content of morality, justification of morality, utilitarianism, Kantian ethics. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-2-112-120 В предложенной Абдусаламом Абдулкеримовичем Гусейновым реконструкции истории этической мысли присутствует раздел, посвященный постсредневековой европейской этике, в котором ее особенности и ключевые проблемы проиллюстрированы различиями между утилитаризмом и кантианством. Я хотел бы откликнуться на две идеи, содержащиеся в этом разделе: тезис о том, что в этот период не переосмыслялось содержание и общественное назначение морали, и тезис о том, что утилитаристская этика

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=