Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 108 контексте этой «нормальности», считали они, только и возможна ориентация на нормы. В условиях неполноты информации о намерениях партнера доверие становится основанием для принятия решения о действии. Потребность в доверии Луман объясняет онтологической свободой человека, а доверие к личностям определяет, соответственно, надеждой на то, что человек не воспользуется своей свободой в ущерб другому [17, с. 39]. Для описания в полном объеме неопределенности во взаимодействии Н. Луман воспользовался термином своего учителя Т. Парсонса, который ввел понятие двойной контингентности [11, с. 436-437]: не только одна сторона взаимодействия не имеет полной информации о намерениях партнера, но и «с другой стороны взаимодействия имеет место то же самое» [8, с. 157]. Доверие балансирует между верой и неуверенностью, однако в отдельных случаях мы вынуждены вступать во взаимоотношения с людьми, которым скорее не доверяем, чем доверяем. «Недоверие, – пишет Н. Луман, – является более ограниченной (но все-таки расширяющей) стратегией. На риск идут, если предусмотрели все случайности, например, когда располагают санкциями или надежно застрахованы от ущерба» [8, с. 182]. Понятие доверия, считает Луман, получает современный смысл тогда, когда человек осознает, что результаты его деятельности, в том числе и непредвиденные, являются, скорее, следствием его собственных решений и действий. Эти действия не всегда приводят к желаемым результатам, т.к. связаны с риском. Понятие риска при объяснении результатов действий занимает в сознании современного человека то место, которое прежде занимали «фортуна» (жребий, судьба), скрытые замыслы природы или намерения Бога. А. Селигмен дает социологическую интерпретацию доверия: доверие, пишет он, зарождается в зазорах системы, входит в социальные отношения, «когда по той или иной причине системно определенные ролевые ожидания больше не жизнеспособны» [12, с. 21]. «Тема доверия, – пишет А. Селигмен, – возникает там, где имеет место ориентация существующих представлений о морали на эгоцентричные поступки занятого рыночным обменом индивида» [12, с. 101]. Соответственно, недоверие основывается на предположении, что партнер намерен действовать эгоистично, корыстно, заботясь, прежде всего, о собственной выгоде и своих интересах. Такое подозрение побуждает человека быть бдительным и осторожным. Цена подобной осторожности – сужение спектра вариантов выбора решений, потеря благоприятных возможностей в том случае, если опасения оказались беспочвенными. А. Селигмен также разделяет межличностное доверие и доверие к институтам. Доверие как психологическая установка всегда содержит в себе ту или иную долю неуверенности: невозможно до конца отдать себе отчет в том, на чем основано обобщенное ожидание, что другой исполнит свои обещания и обязательства. Однако если речь идет об институтах, то они прозрачны, мы хорошо их знаем, понимаем, как они работают, – здесь следует говорить об уверенности или неуверенности,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=