Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 103 новые столь же значительные работы по этике, что тоже затрудняло их объективную оценку. Однако сейчас мы уже можем сказать, что книга О. Г. Дробницкого стала настольной книгой для каждого этика, а вместо методологически ангажированных «Структур нравственного сознания» мы чаще обращаемся к «Рыцарю и буржуа» М. Оссовской. В контексте проблематики 1970-х гг. работы А. А. Гусейнова и О. Г. Дробницкого отличались тем, что в них глубоко рассматривались вопросы специфики морали, загадка универсальности морали и механизмы ее воспроизводства. В работе «Социальная природа нравственности» и в вышедшем вскоре после нее «Золотом правиле нравственности» А. А. Гусейнов предложил оригинальный для отечественной этики подход к пониманию генезиса морали. Он рассматривает эволюцию института кровной мести в архаическом обществе, в ходе которой обычай кровной мести принимает форму талиона, принципа равного возмездия, ограничивающего произвол ответного действия. Смысл воздаяния предстает как восстановление нарушенного порядка, равновесия отношений, а прототипом, наглядным образом для реактивного действия оказывается действие инициативное («око за око, зуб за зуб», зло за зло). Идея равного воздаяния составляет рациональную сторону ответного действия, она ограничивала, удерживала гнев потерпевшего в определенных рамках, благодаря чему талион выступал механизмом, сдерживающим раскручивание спирали возмездий и контрвозмездий. Талион, согласно этой концепции, генетически предшествует золотому правилу нравственности, посредством которого утверждается новый стандарт равенства в отношениях между людьми. Золотое правило нравственности уравнивает всех людей, а в качестве инстанции, принимающей решение, рассматривает волю действующего индивида – «как ты хотел бы», подразумевая, что каждый желает для себя максимум добра и минимум зла. Оно ориентирует на максимальное добро и ограничение зла в отношении каждого, с кем приходится вступать во взаимоотношения. Тем самым задается пространство взаимной доброжелательности и взаимной ответственности, в рамках которого только и возможна социальная кооперация: благодаря моральным нормам, пишет А. А. Гусейнов, мы можем взаимно полагаться друг на друга. Таким образом, А. А. Гусейнову принадлежит приоритет в концептуальной разработке тем талиона и золотого правила нравственности, введение которых в отечественную этику стало отправным моментом в разработке и других нравственных аспектов «совместного человеческого общежития» [5, с. 84]. Р. Г. Апресян в своей статье [1, с. 72-73] интерпретирует талион уже шире – как один из базовых принципов общественного нравственного сознания, в том числе и современного. Э. Ю. Соловьев разделяет представление о фундаментальном характере идеи талиона в общественном сознании и настаивает на принципиальной неустранимости этой идеи и из правовой теории. Право, считает он, не может не считаться с базовыми идеями общественного морального сознания: чтобы законы стали объединяющей общество силой, ценности права должны быть семантически ассимилируемыми

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=