Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 100 Пантеизм стал центральным отправным пунктом в рассуждениях Шефтсбери о морали, которые в свою очередь оказали влияние и на Канта. Без сомнения, гипотеза о том, что за миром явлений лежит некоторая другая, недоступная для непосредственного видения причинная связь, была центральной в кантовских рассуждениях о морали. Интеллигибельный мир и есть предположение о характере такой связи, которая сочетается с идеей человеческой свободы. На концепцию Вл. Соловьева оказала влияние научная концепция преформизма. На Федорова повлияла медицинская практика реанимации. Думаю, что для современных метафизических предположений о мире большое значение имеют научные достижения в области физики – концепция большого взрыва, представления о расширяющейся вселенной, принцип неуничтожимости информации. Если мы все произошли из одной небольшой точки, это уже означает, что мы в чем-то едины. Я думаю, что в развитии всех природных и социальных систем мы можем наблюдать сочетание действия двух взаимосвязанных начал: возрастание степени свободы поведения (активности) отдельных звеньев и возрастание значения этического регулирования, направленного на стабилизацию целого. Без этого сложные системы существовать просто не могут. Я полностью согласен с тем, что этика может быть рассмотрена как наука, как знание, но это знание особого рода, которое несет на себе черты философии как мировоззрения. Это означает, что в этом знании представлены определенные степени вероятности, что, в общем-то, имеет место и в науке, но в иных отношениях. В этике вероятность проявляет себя не в отклонении частиц, не в статистике, а в индивидуальном поиске и в индивидуальных же ответственных решениях. Это проявляется в специфическом понимании категории меры, которая не может быть связана с простым измерением, с исчерпывающими рекомендациями к жизни, так как зависит не только от общих теоретических положений (норм, принципов), но и от индивидуальных качеств субъекта. Литература 1. Бадью А. Этика: очерк о сознании зла. СПб.: Machina, 2006. 124 с. 2. Виноградов Н. Д. Философия Давида Юма: основные теоретические принципы. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 262 с. 3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с. 4. Гусейнов А. А. Нравственная философия и этика: доклад 11 марта 2019 г. М., 2019. 5. Разин А. В. Моральные абсолюты в историческом мышлении // Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 1997. № 2. С. 90–105.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=