Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 96 Так как « пространство » переживалось как неочерченный, не противостоящий человеку мир, это дало «расплывчатость», «неопределенность» – «слабость формы». При этом человек, как растворенный в природе, не имел нужды ее одолевать, следствием чего была пассивность, добродушие, миролюбие. «Не- ограниченность» объясняет также российскую мягкотелость-расслабленность, многословие, несобранность, неточность. Ресурс. Безграничное пространство в своей недвижности – это покой . В покое, сне, медлительности, тишине русские накапливали силы (архетип – Иванушка, Емеля, Илья Муромец, лежащие на печи. А если такой герой начинал действовать, то предпочитал «недеяние» (самоедущую печь или «по щучьему веленью... дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь»). «Пространство» как родовая территория русских – это наиболее естественное, желанное и спасительное состояние, составлявшее надежный ресурс. Этот аспект концепта « пространства » имеет смысл «потенциала» как возможного – в модусе его нереализованности. Поскольку во сне, в покое силы не тратятся, а восстанавливаются и накапливаются, из пространства-покоя происходила «широта, мощь» – так рождался «русский богатырь». (Чувство потенциала, по Ильину: «У нас всего много…»). И в это же « пространство » русские отступают как в свой ресурс. Толстой писал: «Кутузов везде отступает», высоко оценивая мудрость русских, противоположную представлениям о том, что есть война и победа. А когда русские, ментальность которых приросла влиянием монголов, использовали накопленную мощь, они завоевывали не дань и т.п., а сам ресурс пространства. Беспредметность . Что противоположно подходу к « пространству » как к ресурсу-потенциалу – это отношение к пространству как к месту человека в мире. Последнее же подразумевает встроенность, то есть создание в пространстве «собственного порядка» – так происходит освоение человеком неосвоенного места: так древние греки, а позже португальцы, испанцы, французы, британцы, отправившись за море, осваивали место и творили «свой» мир. При освоении места в центр событий выходит вещь: творение человекоместа можно описать как извлечение из природного места вещей, наполнение пространства вещами. Культура состоялась в переработке относительно природы-пространства человеком хаоса в «свой порядок» и затем в огораживании его от непереработанного пространства: в создании селений, городищ, городов. Вместе с тем перерабатывался и хаос процессов, а слой освоенных способов работы (культуры деятельности) нарастал. Русский же человек выбирал неупорядоченность, безуютность (пространство); не вещь, но «душу» (то же пространство, но внутреннее); не культуру (в значении творения человекоместа ), но природу (то же пространство). Впрочем, и запасенное пространство - ресурс оправдывало

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=