Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 94 для которых «носитель личностного начала… учреждение», с качествами пластичности, адаптивности, неопределённости, «общество хамелеонов». Их жизнь проходила в собраниях, решавших два рода вопросов: «1) строительство сарая; 2) создание изобилия предметов потребления при коммунизме. За неимением досок для сарая» сразу переходили ко второму вопросу. [15] Советикусы противостояли нонконформистам и были покорные властям, но не рабски, а идеологически-преданно. Им, в массе образованным, была присуща «психология отчёта», «психология доноса» и «психология научного трактата». В целом, властям требовались миллионы «образованных и интеллигентных крыс». Последних же отличали особый «творческий подход» («Сиди тихо и не рыпайся! А что касается творчества, так это нужно лишь для отчёта») и стереотип «хождения в присутствие» для безделья и болтовни. Относительно Запада советикусы переживали восхищение, ненависть, «сознание делателей великого прогресса», (т.е. «научения Запада уму-разуму», «Великой Атаки на Запад») и прокладывали свой выход к (тёплому) океану (что удалось, «у самых берегов Америки, на Кубе»). В перечисленных характеристиках советикусов видны превращенные свойства российской ментальности. Российская ментальность 90-х была осмыслена режиссером А. Балабановым в образе Данилы Багрова (фильмы «Брат» и «Брат 2»), обратившегося в «народного» героя. Его качества – простота; широта; открытость; дружелюбие даже с незнакомыми; умиление перед ребенком; добродушие и сила вместе с тем (как у медведя); безрассудная храбрость в проявлении помощи; «правдолюбие» («Вся сила в правде!»); искание смысла жизни («Вот ты умный, немец… Скажи мне – зачем мы живём?…») Присутствует и всеединство («Я узнал, что у меня есть огромная семья – и тропинка и лесок…»), и противостояние с Западом («Скоро всей вашей Америке – кирдык… – Он француз вообще! – А какая разница?») Современные исследования российской ментальности, исходя из необходимости для реформ учитывать национальную самобытность и психику, воспроизвели трактовки прошлого [12, с. 21], в ценностях («община и общинность, державность и авторитаризм, соборность и самоуправление») и свойствах (патернализм; покорность властям и т.д.) [14]. Прославленную русскую амбивалентность (индивидуализм – коллективизм; смирение – бунт и т.д.) исследователи объясняют географией, историей; а в структуру ментальности сегодня предлагают включать «архетипы» и логические «конструкты» [16]. Так, проявляющий особое русское мировосприятие «конструкт русской идеи» утверждают с опорой на элементы: «всемирную отзывчивость», идею сердца и т.д. Универсальной компонентой российского менталитета (на уровнях мифа, религии, науки и философии) называют русский космизм [9].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=