Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 93 «косности» [26], «качество становиться могущественной «ордой»», размах завоеваний, «ощущение континента » [23]. Н. Бердяев в 1946 г. [5] писал о поляризованности и необъятности русской души (как и земли), «богатырском начале» (мужественной защите), «огромной силе стихии и сравнительной слабости формы». Он отметил особую ментальность русской интеллигенции, противополагавшей «себя, вместе с народом, государству и власти», и имевшей мучительный вопрос об отношении к «действительности»»[5]. Впоследствии Лосский [20], отталкиваясь от Бердяева, противопоставил «народолюбию интеллигенции» недоверие к ней народа. И. А. Ильин заявил, что «русская идея» есть «идея созерцающего сердца», с любовью как «главным в жизни». «Живому созерцанию» русских «учило… равнинное пространство, наша природа с ее далями», и обильность природы порождает чувство, что «на всех хватит, да еще и останется», – «органическое ласковое добродушие, спокойствие", а «цивилизующие суррогаты любви» – долг, дисциплина, законопослушность мало свойственны русскому народу. [17] Н. О. Лосский [20] обобщил характеристики Бердяева и других как «искание абсолютного добра», - так "«бездейственность» русских объясняется тем, что «уверенность в будущем обожении обеспложивает настоящее» (по Л. П. Карсавину). В общении русских на первый план выходят "смысл жизни" и «мировые вопросы», и душевность в общении такова, что даже с малознакомыми «через час кажется, что они были знакомы чуть ли не целую жизнь» (по В. Шубарту). Лосский отметил «презрение к мещанству, а русскую стихию (волю и страстность революционного движения) иллюстрировал «птицей тройкой» Гоголя: «Какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: черт побери все! … не любить ее?.. в той земле, что … ровнем–гладнем разметнулась на полсвета». Фатализм, описанный Лермонтовым и воплощенный в «русской рулетке», склонность дразнить судьбу – версия «великорусского авось». «Авось» же объясняется простором восточноевропейской равнины, коротким летом и долгой зимой (по Ключевскому) и дает, при всей «обломовщине», мечтательности, «лености в отделке мелочей», способность к лихорадочному великому напряжению и импровизации в последнюю минуту. [20, c. 331]. В советское время в условиях колхозов, собраний и т.п. те же российские черты были замечены В. Шукшиным : это растворенность в природе; бесшабашность; мечтательность; совестливость (Егор в «Калине красной»); жалостливость; широта, щедрость, вольность; любовь (Любаша в «Калине красной»); приоритет души; сдержанность в выражении; умиление; «цельность, крупность, ясность» в понимании жизни («Алеша Бесконвойный») [32]. А. А. Зиновьев представил ментальность горожан, интеллигенции и советских людей как таковых – гомо-со(ветику)сов: существ коллективистских,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=