Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 89 field of education and requires clarification. In particular, among the problems of modernization and development of education are the following. While the transformations of the entire Russian reality, and especially education, are aimed at adjusting to the modern globalizing world, the themes of national identity, cultural and civilizational identity are becoming louder in the Russian public space. The most important strategic objectives of Russian education included the concepts of "patriotism", "national values", "national consciousness". A large-scale campaign of national- Patriotic education is beginning to unfold within the framework of the education system and in the socio-political sphere bordering on it.In this regard, it makes sense to think about the problem: how do the main trends and ideas of the development of Russian education correlate with the peculiarities of the national mentality? Keywords: mentality, philosophy of education, Russian mentality, modernization. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-1-88-109 Вместо эпиграфа: «Граница России нигде не заканчивается» Из разговора президента В. В. Путина со школьником (ноябрь, 2016 г). Российские реформы образования Реформы российского образования следует объяснять и социально- политическими преобразованиями, происходившими в стране со времен перестройки, и современными изменениями в мире, и имеющими место в международных масштабах трансформациями в образовании. Рассмотрим кратко историю и содержание этих реформ. В 1990-м г. Э. Д. Днепров, исследователь истории российских образовательных реформ, думавший о развитии образования и создавший с командой единомышленников Центр педагогических инноваций в Российской Академии образования, был избран новым министром образования и оставался на этом посту в 1990-1991 гг. Он подготовил новый Закон об образовании, принятый 10 июля 1992 г., который стал, в действительности, одним из самых прогрессивных и демократичных образовательных законов в мире. К сожалению, реализация Закона пришлась на 1990-е годы резкого сокращения бюджета образования (к 1995-му по сравнению с 1991 г. – на 44 %, а к 1999 г. – на 48 %, т.е. почти вдвое), когда многие идеи Закона по социально- экономическим и организационно-управленческим причинам не были реализованы или обрели уродливое воплощение. Что старались сделать реформаторы образования? Как объясняли это Э. Д. Днепров и А. И. Адамский, ключевая проблема советского образования состояла в том, что образовательная система работала не на общество, а «воспроизводила сама себя» – и так жестко закрепляла отчужденность человека от реальной жизни [13, с. 36]. Днепров старался провести в тексте Закона, своей деятельности на посту министра и позднее в работах по образовательной политике несколько принципов: демонополизации; государственно- общественного управления образованием; многообразия, вариативности программ; открытого образования; гуманизации (ценности человека); гуманитаризации (гуманитарного знания); продолженной и развивающейся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=