Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 83 социокультурное основание для возникновения, становления и активизации феномена религиозного экстремизма» [1, с. 14]. Новые информационные технологии являются неотъемлемой частью глобализации, создавая каналы распространения информации, которые не могут быть в полной мере подконтрольными государственным структурам. Именно их всё больше используют для распространения экстремистской идеологии, стремящейся сегодня использовать визуальные отображения последствий терактов и конфликтов на религиозной почве. Эти отдельные клипы и целые программы создаются и распространяются с целью способствовать привлечению тех наших современников, кто, пережив личный опыт столкновения с несправедливостью и жестокостью окружающих, готов поверить уверениям пропаганды этого «бизнеса на крови». Каналы передачи все больше и больше теряют ограничения по объему и скорости передаваемой информации, а значит, такие сообщения способны повлиять на всё большее количество индивидов в кротчайшие сроки. Религиозные конфликты, происходящие на нашей планете, могут сегодня мгновенно стать достоянием мировой общественности и вызвать огромный резонанс, поскольку представляют сообщения о том или ином покушении на «святое», требующем немедленной защитной и консолидированной реакции. Другой стороной этой проблемы является то, что сами средства массовой информации, практически ежедневно сообщающие о религиозном экстремизме, превращают его в своего рода «рутину», на которую общественное сознание уже перестает обращать достойное внимание как на своего рода, к сожалению, становящийся привычным, «информационный шум», не реагируя на эти вызовы должным образом в качестве солидарного целого, особенно если сама эта целостность ставится под сомнение глубокими внутренними противоречиями и конфликтами, не находящими своего справедливого разрешения. В таком социальном контексте для публицистов, исследователей и силовых структур понятно, что помимо социальных противоречий, «главное оружие террора – это его медиатехнология, рассчитанная на широчайший общественный резонанс» [7]. Именно эти каналы используются террористами для устрашения, пропаганды, распространения идей, подрывающих общественные устои. Исследования показывают, что «террористы сегодня нуждаются в публичности и внимании общества и поэтому стараются максимально использовать взрывоопасный потенциал средств массовой информации, в первую очередь электронных, в своих целях», при этом «ряд современных террористических организаций стремятся даже обзавестись собственными СМИ, имеют радио- и телекомпании, многие содержат свои интернет-сайты» [6, с. 3]. Данные информационные ресурсы, получая порой значительное финансирование, могут создаваться на высоком профессиональном уровне с использованием самых последних достижений в области не только информационных технологий, но и психологии личности для достижения наилучшего результата по вербовке новых адептов [8, с. 100].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=