Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 79 Автором используемого Феофаном сочинения мог быть известный протестантский теолог И. Г. Яблонский. После смерти Буддея в 1729 г. и выхода в свет работ Рибейры и Феофилакта, потребовался ответ со стороны протестантов. Этот ответ должен был быть представлен крупным сочинением Яблонского «Молот слова Божьего», структуру которого он опубликовал в номере «Известий Нижней Саксонии о новостях в мире науки» от 7 сентября 1733 г. Но из-за финансовых трудностей издательства, работа так и не была выпущена. Известно, что у Яблонского и Феофана имелся общий знакомый – протестантский пастырь Г. Гюйссен, бывший одним из воспитателей царевича Алексея, участником в основании Берлинской Академии, а так же одним из лидеров движения за объединения всех церквей, не подчиненных господству Папы, в том числе и православной. Гюйссен способствовал переводу и выпуску некоторых сочинений Феофана в журнале Берлинской академии [5, с. 122-126]. Написание памфлета Феофана Прокоповича проходило в тяжелой обстановке. С одной стороны, на него было заведено очередное дело по доносу заточенного в темнице старца Маркелла Родышевского, что было одним из последних предприятий противников Феофана [1, с. 21-26]. С другой, обстоятельства нового царствования – резкое усиление позиций протестантов при дворе – давали Феофану широкое поле для деятельности, которым он сумел воспользоваться [7, с. 112-121]. В кратчайшие сроки Прокоповичу требовалось добиться запрета «Камня веры», а так же нейтрализации и по возможности ареста его противников. Поэтому Феофан использует материал чужого сочинения, пытаясь как можно скорее изготовить свой памфлет. Ещё одной причинной может быть то, что введение образа немецкого протестанта, недовольного личностью и произведением Стефана Яворского, могло способствовать влиянию памфлета на императрицу, окруженную немцами [5, с. 126-128]. Заключение В качестве церковного и государственного деятеля, Стефан оказался одним из лидеров оппозиционной старомосковской партии. Из-за своих убеждений Стефан не мог согласиться с теми изменениями в сфере отношений светских и духовных властей, которых желал и к которым стремился Петр. Однако противодействие Стефана было скорее пассивным, что, возможно, и сделало его практически безрезультатным. Однако следует заметить, что Стефан заложил основы курса, которого придерживалась впоследствии часть оппозиционного духовенства, поэтому даже после смерти Стефана в 1722 г. борьба партий не утихла, а наоборот, временами разгоралась ещё сильнее. Значительно по своей ценности, хотя и не очень велико по объему, литературное наследие Стефана. Выступая, прежде всего, как полемист, борющийся с протестантским богословием, Яворский проявил себя так же как теоретик в области политики и морали. Его сочинение «Иго Господне» через посредство литературного творчества его сподвижников оказало большое влияние на ход богословской, а косвенно и политической полемики. Ещё
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=