Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 78 Уже вскоре после публикации в России, весть о сочинении дошла до европейских теологов, статья о «Камне веры» была опубликована в журнале – «Acta Eruditorum» в Лейпциге в мае 1729 г. В том же году против него было написано «Апологетическое письмо в защиты лютеранской церкви» известного протестантского богослова И. Ф. Буддея. В 1731 г. в ответ на сочинения Буддея было написано «Антиапологетическое письмо» католического пастыря Рибейры, находящегося при испанском посольстве в России. Так же в полемике поучаствовал Феофилакт Лопатинский, издавший в том же году «Апокрисис» [5, с. 126-127]. Сочинение Рибейры было тайно переведено на русский язык членами Синода. Однако ситуация резко изменилась при восшествии на престол Анны Иоанновны, многим обязанной за противодействие «верховникам» Феофану Прокоповичу [7, с. 105-110]. К тому же резко усилились позиции немцев при дворе, которые были по своему вероисповеданию в основном протестанты [5, с. 127]. Уже указом от 19 августа 1732 г. «Камень веры» был запрещен, следствие о неправославии и государственной измене было заведено на Феофилакта Лопатинского, который был в посажен в темницу Выборгской крепости в 1735 г. Преследованию так же подверглись Ефимий Коллети и Платон Малиновский – переводчики сочинения Рибейры – они были отправлены в ссылку [7, с. 121]. Важную роль в изменении положения церковной старомосковской партии сыграло издание памфлета, который приобрел в историографической традиции название «Молоток на камень веры». Существуют три списка этого сочинения, два из них носят название – «Рассуждение о книге «Камень веры»», третий список – «Возражения сочиненные против Стефана Яворского, митрополита Рязанского и Муромского». По-видимому, устоявшееся в историографии название связанно с сочинением Арсения Мацеевича «Возражение на пасквиль лютеранский, нареченный молоток на книгу «Камень веры»», направленным против данного памфлета [5, с. 117]. Памфлет содержит в себе разнообразные обвинения Стефана Яворского, ему приписываются: Сговор с Мазепой; тайное иезуитство и общение с Папой; предательство и противодействие Петру I; неправославие, отвержение икон, святых и их мощей; нерадение об его пастырских обязанностях, просвещении, нравственности духовенства и так далее [3, с. 98-103; 108-148]. В целом, характер материала и его подачи указывают, что автор памфлета хорошо знал дворцовую обстановку при Петре и после его смерти, разбирался в церковной политике и симпатизировал реформам Петра. Наиболее вероятным автором является Феофан Прокопович [5, с. 118-122]. «Молоток» содержит похвалы в адрес Феофана [3, с. 143-144], а так же выдержки из написанного им «Духовного регламента» [3, с. 112]. Однако очевидно использование Феофаном чужого материала. Присутствуют выражения от лица немецкого протестанта, приводятся унизительные по отношению к русскому народу сравнения с немецким, а о переводе Библии на немецкий говорится как о переводе на «наш язык» [3, с. 139-146].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=