Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 77 протестантской пропаганды, шедшей, вероятно, из немецкой слободы. Он отказывался признавать иконы, святых и их мощи, самостоятельно толковал Писание и собрал вокруг себя кружок последователей, о чем стало известно в 1713 г. в связи с доносом. Будучи поставленными перед судом церковной консистории, Тверитинов с его сторонниками не приносили покаяние. Более того, заточенный в Чудов монастырь один из последователей Тверитинова – Фома Иванков – разрубил икону митрополита Алексея, за что подвергся повторному осуждению, сначала церковного, а затем, светского суда, приговорившего его к казни [6, с. 109-112]. Ходу всего процесса способствовал местоблюститель Стефан, стремящийся оказать противодействие протестантским влияниям [6, с. 177]. Естественно, окруженный протестантскими иноземцами и во многом симпатизирующий их идеям Петр не мог безучастно относиться к этому делу [1, с. 70-83; 87-95; 569-570], практически ставившему под угрозу положения протестантов в России. Следствием этого был вызов Стефана в марте 1715 г. в Санкт-Петербург, где он сам был представлен как обвиняемый, ему вменялась способствование к убийству Фомы. Осужденный на покаяние Стефан оказался в опале. И ранее не слишком дороживший титулом местоблюстителя, Яворский в письмах к Петру пытался отречься от него, на что монарх не давал согласия, так же как и на просьбы отъехать в родной город Стефана – Нежин., тогда в 1713 г. Стефан задумал создать сочинение с целью опровержения протестантского вероисповедания для противодействия протестантской пропаганде в России [6, с. 177]. О написании «Камня веры» было известно Петру, который не воспротивился, но вероятно, повлиял на то, чтобы Стефан занялся его редакцией, которая должна была убрать резкие выпады против идеологических противников Яворского. По этой причине Стефан отправляет рукопись к архиепископу черниговскому Антонию в 1717 году [4, с. 420-422]. Однако до своей смерти в 1722 г. Стефан так и не издал сочинение, эта честь досталась его продолжателю в деле борьбы с протестантской партией - Феофилакту Лопатинскому. В 1728 г. Феофилакт издает в Москве «Камень Веры», книга была раскуплена, после чего последовали ещё два издания в 1729 и 1730 гг., так же книга была издана в Киеве митрополитом Варлаамом в 1730 г. Публикация сочинения происходила в период, когда старомосковская партия взяла вверх при правлении Петра II, существовали даже надежды на восстановление патриаршества, этот титул надеялся получить митрополит ростовский Георгий. Важно было так же дискредитировать Феофана Прокоповича, находившегося тогда под судебным следствием по очередному делу о неправославии [1, с. 25-30]. Сочинение Стефана состояло из 12 глав, содержащих опровержение тех догматов протестантов, которые расходятся с православным учением. Однако наибольший диссонанс вызвала позиция Стефана в отношении преследования еретиков, под которыми он понимал протестантов. По его мнению, их убийство принесло бы пользу им самим, поскольку уменьшило бы их грех, не допустив распространения проповедуемой ими ереси [8, с. 751-753].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=