Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 72 среде, в общественном сознании в целом последовательно формируются качественно иные, технотронные и био-кибернетические, стереотипы дальнейшего планетарного существования. Образовательная среда также кардинально изменилась в плане целеполагания: гностическая рефлексия в рационалистическом и эмпирическом ключе, сама культура сознания человека как субъекта, инициирующего волевой и сознательный импульс, уходит из содержания процесса обучения, уходит в прошлое как таковая. Нагнетаемый инфантилизм миропонимания детерминирует итог происходящих образовательных инноваций: появляется и входит в жизнь «поколение одной кнопки». Уже сегодня ребёнок начинает очень рано жить в виртуальном, искусственно «распредмеченном» мире, становясь содержательно и событийно изъятым из общекультурного контекста. Дело даже не в том, что молодому поколению насаждаются псевдосоциальные мерки и асоциальные ценности, а в том, что категория «добра» и «зла», этот центральный культурогенный фактор, ему становятся непонятна и неинтересна – ему интересны безопасность и анонимность виртуального симулякра или же «человек-фейк», непредсказуемый в следующую минуту. Закономерным итогом «сверхинформационной цивилизации» предстает человек-пользователь, не способный углубиться не только в свой внутренний мир, но даже в предоставленный текст, не воспринимающий длительное повествование и различающий лишь эксплицитные смыслы. Отмечается парадокс: если ранее «низкая социальная значимость информации в обществе вела к отсутствии интереса к ней» [5, с. 104], то теперь, напротив, именно по этой причине он возрастает. Наконец, само информационное пространство, при всеохватности ресурса, в действительности жёстко сегментировано и предоставляет для пользователя узкий коридор возможностей и предпочтений – прослеживается явственная сегрегация в поиске не опосредованного знания и не симулякровой информационной позиции, что в свою очередь предполагает культурную и социальную дифференциацию. Между тем, отнюдь не человек – информационный пользователь, но «человек знания», человек гуманистического социокультурного ресурса, носитель самостоятельно выстроенного, целостного структурированного мировоззрения, остаётся сегодня, по существу, едва ли не единственным индивидуумом, способным в целеполагании рефлексии наиболее ёмко выразить, если по Гегелю, «эпоху в мысли». В то же самое время, далеко не каждый рефлексирующий современник способен когнитивно воплотить «квинтессенцию культуры», так как идеологический, догматический и даже доктринальный компонент глобальной, но дифференцированной информации, превалирует над независимым мыслетворчеством, над этически и диалектически мотивированным размышлением, над ценностной позицией личности. Критерии свободного, морально ответственного размышления, многоплановой философской рефлексии, аксиологической практики личности и обязательного критического анализа информационного контента, наконец,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=