Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 71 Разрыв с классической культурной традицией, включавшей в себя диатрибические практики обретения знания, размышления над смыслом, погружения в слово, рождающее образ, привёл, наряду с информативным релятивизмом, к тому, что индивидуум отучается совершать самостоятельный выбор и начинает принимать решения, доверяясь алгоритму информационных систем, «предпочтительной выборке». А по большому счёту он полностью выпадает из гуманистических критериев, сам становясь, скорее, оперативной функцией: он уже не говорит, не излагает «промысленное», но лишь «озвучивает». Даже личностно он всё меньше включён в символику объективного бытия и в совместный коммуникативный порядок – он максимально отстранён он него, ему уже достаточно не прожить, не понять, не сочувствовать, а лишь, также функционально, одноразово «услышать тебя». Деформируясь в социальном измерении коммуникативно, а впоследствии и когнитивно, современный человек, лишённый духовной глубины и гностического масштаба «человека знания», фактически замкнут на «своей» локальной информационной площадке, формируя пресловутый «информационный пузырь» потребителя готового «информационного продукта». Между тем, предельно насыщенный информационный контент привнесённых извне опосредованных образов и ментальных конструктов, в том числе, и радикально деструктивных, не только способен разрушить его индивидуальные мировоззренческие доминанты и воспрепятствовать наращиванию глубинных личностных смыслов – он может фатально разорвать общекультурную преемственность гуманистической парадигмы и единое, аксиологически детерминированное культурное пространство национального и даже глобального существования. Сегодня мы наблюдаем не просто тотальный информационный дисбаланс в социокультурной плоскости современной цивилизации – мы можем констатировать демонстративное «исчезновение» любой иерархичности миропорядка, в том числе иерархичности человеческого существа, его ценностей и его когнитивных ресурсов, в глобальных «сетевых горизонтах» [3]. И если ранее цивилизационный образ характеризовался опытом человечества, «культурой труда … умением работать, непрерывным обновлением знаний» [4, с.5], то информационная цивилизация всё очевиднее низводит человека до оптимальной функциональности биосистемы и простейших ментальных операций – она «уходит» от человека как такового, нивелируя задачу его самопознания в искусственно выстроенной «вечной инфантильности». Мировая массовая культура, пережившая сброс информационного хаоса, лишается человеческого измерения и наполнения, повседневное существование в ней индивидуума лишается смысла, а его историческое бытиё лишается персонализма и глубины. Сциентический и философский гнозис, даже миновав пик прагматизма, предельно «информируется», однако не насыщается смыслами, лишается «знаниевой» составляющей, тогда как культуросообразие информационного контента попросту исчерпано. Вследствие этого религиозный догматизм сегодня не уступает естественнонаучному, а в научной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=