Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 70 широчайшем «горизонте» человеческого познания: знания, как и артефакты, обретают культурную ценность в своей этической первооснове – и тогда они вочеловечены. В этой связи «человек знания», и, следовательно, человек, постоянно познающий себя и объективный мир, предстал центральным символом всех антропологических характеристик цивилизации «эпохи модерна», её сакрально- культурной, в протагоровском значении, мерой, экзистенциально выводящей на константы метафизического бытия. Знание себя и традиция культуры, «поднимающие» до осознания духовного начала воспринимались персонификацией человека в бытии, его персонификацией для «вечности». Возрастание знания означало возрастание человеческого существа – его когнитивного и культурного измерения, причём гностическая «вертикаль» подразумевала и глубину духовного самопознания личности. Наконец, «человек знания» реально чувствовал себя частицей непостижимого целого, монадой иерархически заданного миропорядка: Вселенной, Логоса, божественной сущности – способной посильно изменить это целое, вложив часть своего труда, наследие свой исторической эпохи в общесозидаемый порядок вещей. Даже в своей предельной материалистической гностике «человек знания» входил в мир, как в храм, пусть и храм науки. С момента появления глобального информационного общества, перманентным условием которого декларировался «доступ к надёжным источникам информации» [1, с. 30], для «человека знания» в оставшемся когнитивном, а не информационном, пространстве, теперь, в поисках «вертикалей» смысла, становятся доступны скорее лишь коммуникации «виноградной лозы» [2, с.10]. В совокупности же с феноменом «массовой культуры», эта парадоксальная ситуация становится не только чревата в социальном плане, она изменяет сам фактор антропогенной среды и базовые гуманистические критерии. В частности, вслед за уравнительной демаркацией принципов существования в искусственно-нейтральном, этически обезличенном социуме начинают распадаться метафизические проекции и человека, и знания. Вслед за ценностной иерархией исчезают культурные приоритеты, информационная среда становиться провокативной, в то время как провокативные явления в культуре начинают свидетельствовать о её нежизнеспособности. Так или иначе, уходит в прошлое не просто «человек знания» как сакральный, со времен Сократа, символ антропологической гностики: микрокосм, познающий себя, и, тем самым, себя обретающий, манифестирующий начало бытия культурных артефактов, генезис знания и творящую образность слова. С нивелировкой «ценностной вертикали» гуманистической культуры, престаёт существовать «онтологический человек» как таковой: не просто субъект общественных отношений, но метафизический и гносеологический уникум – исчезает его экзистенциальная персонализация трансцентдентного начала, запечатленная в высших проявлениях его культурного наследия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=