Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 61 заниматься анализом последствий его исполнения («Все знаем, что последствия… будут, в конце концов, наилучшие как для других, так и для нас, хотя мы не в силах заранее сказать, каково будет это наилучшее и в чем оно будет состоять» [19, с. 209]). Толстой соединяет антиконсеквенциалистское нормативное содержание морали с конкретизированным категорическим запретом, исполнение которого предельно просто идентифицировать. Высший закон не связан со сложной процедурой перевода общего императива в действие, уместное в определенной ситуации (он «точно определяет неизбежно вытекающие из него поступки» [19, с. 167]) . Высший закон не имеет исключений (исключение из него «есть такое же внутреннее противоречие, как холодный огонь или горячий лед» [19, с. 170]). Все эти характеристики относятся к нормативной формулировке «не употреблять насилия ни против кого, ни в каком случае» [20, с. 306]. При этом насилие определяется Толстым с помощью предельно простой в отношении практического использования дефиниции: «насиловать значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие» [20, с. 190]. Наконец, Толстой подчеркивает, что «христиане… полагают свою жизнь в служении другим», откуда следует вывод, что «найдется такого безумного человека, который лишил бы пропитания или убил бы тех людей, которые служат ему» [18, с. 463]. Возможность моральной неудачи неустранима из нравственного опыта Толстой рассматривает вытеснение случайности из моральной жизни и создание соответствующей этому проекту нормативной программы как прямое следствие разумности человека. И нельзя не заметить, что за таким решением проблемы моральной удачи стоит огромная философская традиция (от Платона и стоиков до Канта). Невозможно не признать и тот факт, что нормативно- теоретическая схема Толстого опирается на определенную часть тех положений, которые без особенных затруднений можно назвать «аксиомами» морального сознания. Что же препятствует ее безоговорочному признанию? Что в ней вообще может не устраивать? Некоторые из философов, которые пытаются отстоять законность места моральной удачи в наших моральных оценках самих себя и других людей, апеллируют к уже упоминавшимся укорененности и распространенности этого феномена. Но естественно, что для Толстого, его непосредственных последователей, а также для многих современных представителей этики кантианского типа, эта апелляция не может быть заслуживающим внимания аргументом. С их точки зрения, общераспространенные нравственные представления вполне могут быть иррациональными и в силу иррациональности не заслуживающими никакого доверия. Как известно, Толстой был готов отвергать явления, обладающие гораздо большей интуитивной очевидностью, чем моральная удача, такие, например, как необходимая самозащита или справедливое наказание.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=