Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 41 extent. The author exemplifies their conclusions with relevant experience of social care institutions of Smolensk region and demonstrates that the most important landmarks for the work with elderly people are professionalism and commitment of social workers, respect of human rights and dignity, tolerance and recognition of the right of personal identity. While the situation in Russian economics is being stabilized, these values and principles enable to develop from satisfying vital human needs into satisfying needs of higher levels. In the future in a context of humanization of social life they will encourage social workers to look for methods of work that help satisfy the need of self- realization. Keywords : social service, social protection and support, ethic landmarks, professionalism, commitment, human needs and dignity, right of personal identity, innovative forms of work, activity approach, personality-oriented approach. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-1-40-51 В настоящее время в дискуссиях о профессиональной этике можно встретить мысль о том, что этические ценности и принципы, зафиксированные в профессионально-этических кодексах, имеют, в основном, умозрительный теоретический характер, а в повседневной практической деятельности специалист должен ориентироваться на цель, ради которой существует профессия, по ситуации выбирая способы и средства ее достижения. Это утверждение, на наш взгляд, представляется спорным, и его дискуссионность возрастает прямо пропорционально росту роли человеческого фактора во всех сферах общественной жизни, включая профессиональную. Особенно это касается тех видов профессиональной деятельности, в которых личные предпочтения специалиста могут оказывать влияние на благополучие другого человека (людей) и окружающей среды, и где сама цель, обусловливающая существование профессии, требует этических ограничений. Если же говорить непосредственно о профессиональной этике, рассматривая ее как ориентир повседневной практической деятельности специалиста, то следует остановиться на ряде моментов, имеющих принципиальную значимость. Во-первых, само возникновение этики было связано с необходимостью не только обсуждать морально-нравственные проблемы, но и находить способы их практического решения, в силу чего Аристотель и назвал этику «практической философией». Во-вторых, в структуре современного этического знания с середины прошлого века все большее значение приобретает такой ее раздел, как прикладная этика. Прикладная этика, в состав которой входит профессиональная этика, опираясь на этико-философские и этико- социологические средства познания, обоснования и конкретизации морали, выступает в качестве «проектно-ориентированной этики» и, объединяя в себе моральную практику и этическое знание, преобразует фундаментальное знание для нужд практики. Поэтому именно в этом разделе этического знания его теоретические и практические аспекты наиболее тесно связаны, взаимно дополняя и обогащая друг друга [1]. В-третьих, профессиональная этика, оперируя понятийно- категориальным и методологическим аппаратом этического знания в целом, отражает мораль определенной профессиональной группы в ее частных, не универсальных формах и включает в себя: собственно систему моральных норм

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=