Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 34 критериев целеполагания представляет неверной. Независимо от внутренней цели своих действий туристы должны соблюдать внутренние нормы религиозных организаций, определяющие требования к поведению при посещении мест религиозного почитания, которые исключают возможность использования их с целью развлечения. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, при которой цель, определяющая специфику религиозного туризма, как вида деятельности, не может быть достигнута должным образом. По нашему мнению, это означает, что само целеполагание религиозного туризма отражено в законе неверно. Определение в качестве цели туристской деятельности отдыха и развлечений является наиболее общим и в этом виде может быть применено по отношению к туризму в целом. Однако, для определения специфики религиозного туризма, данных характеристик явно недостаточно. Более того, в силу своего исчерпывающего характера данное определение не только лишает религиозные туризм собственной специфики, но и искажает его содержание. Фактически, основным отличием религиозного туризма от других видов туристской деятельности является его локализация в отношении особого объекта – мест религиозного почитания. Однако, этого явно недостаточно, так как специфика религиозного туризма определяется не только его объектом, но статусом субъекта. Религиозный туризм не является обязанностью, поэтому для ее характеристики необходим анализ особенностей самого субъекта данного вида туристской деятельности. Квалификация данного вида туристской деятельности в качестве религиозного туризма должна осуществляйся не только на основании ее внешних характеристик, которые сами по себе, не определяют всей полноты целеполагания, но и на основе особенностей мотивации ее участников. Лицо, осуществляющее туристскую деятельность, квалифицируется в качестве религиозного туриста посредством определения ее соответствия цели. Само по себе посещение мест религиозного почитания с целью отдыха и развлечения не делает конкретного участника религиозным туристом, так как сфера религии связано со свободой выбора гражданина. Соприкасаясь с этой сферой, человек в той или иной мере признает ее особый статус, определяемый внутренней нормативностью конкретной религиозной традиции. При этом, в отличие от паломника, религиозный турист сохраняет по отношению к традиции определенную дистанцию, то есть не принимает на себя всю полноту статуса, вытекающего из принадлежности к той или иной религиозной организации, а иначе говоря, остается светским человеком. Однако, это не означает, что целью данного субъекта религиозного туризма является отдых и развлечения. Как правило, посещение мест религиозного почитания, также как и объектов, культурно-исторического наследия связано со стремлением к познанию и повышени своего образовательного уровня. Иначе говоря, определяющей целью историко- культурного и религиозного туризма является саморазвитие. В свою очередь эти виды туристской деятельности различаются локализацией по отношению к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=