Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 33 применить ко многим протестантами деноминациям, а слово церемонии совершенно не характерно для описания литургических практик православной традиции. В этом контексте следует рассматривать также понятия паломничества и религиозного туризма. Если для церковного сознания их различие более чем очевидно, то в светском восприятии данные понятия могут выглядеть в значительной степени синонимическими по содержанию. Поэтому, крайне важно прояснить различие данных понятий. Не вызывает сомнения, что их главное отличие проявляется в различии генезиса. Понятие паломничества относится к числу традиционных и исторических, а понятие религиозного туризма, по сути, является юридическим новообразованием. Поэтому их содержание отличается не только фактически, но и демонстрирует разный уровень внутренней систематизации. Анализ содержания данных понятий также осуществляется в разных направлениях. Исторически богатое содержание понятия паломничества определяется путем выявления всей совокупности смыслов, с последующим их сведения к окончательной дефиниции. Неопределенное содержание понятия религиозного туризма, напротив выявляется на пути поиска возможных его смыслов, вплоть до достижения результата в виде предварительной дефиниции. На начальном этапе, данные исследовательские процедуры включают в себя выявление различий этих понятий. В предлагаемых поправках эти различия выявляются в аспекте целеполагания. Паломничество и религиозный туризм различаются исключительно по цели их осуществления. В свою очередь общие черты этих видов деятельности проявляются через пространственную локализацию цели в местах «религиозного почитания и иных объектов религиозного назначения» [2]. В тесте поправок данная локализация является начальным этапом целеполагания. Как паломничество, так и религиозный туризм имеют единую локализацию путешествия (поездки). Однако, конечные цели этих видов деятельности различаются. Целью паломничества является участие в религиозных обрядах и церемониях. В отношении религиозного туризма конечной целью являются отдых и развлечения. Если в отношении паломничества данное определение адекватно отражает существующую реальность, то предлагаемое понимание отличий религиозного туризма не представляется удачным. Само по себе утверждение об отдыхе и развлечениях как конечной цели религиозного туризма вступает в противоречие с внутренними нормами религиозных организаций. Не вызывает сомнения, что места религиозного почитания изначально не предназначены для отдыха и, особенно, развлечений. Трудно предположить, что может произойти, если те или иные туроператоры воспримут данную правовую норму в качестве руководства по своему поведению в местах религиозного почитания. Данная норма фактически узаконивает возможность использования святых мест в формате, полностью противоречащим самой цели их существования. Вероятно, имеется в виду посещение мест почитания туристами вообще, однако возможность определения именно религиозного туризма посредством данных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=