Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 20 «религия» входит в русский язык только в начале XVIII века, обозначая «релижии» (релеи и т.п.) иноземцев, и только в середине этого столетия власть (Екатерина Великая) и наука (М. В. Ломоносов) отождествляют православие (греко-российское исповедание) с религией [3]. 2. Философко-религиоведческий анализ Как уже отмечалось выше, утверждение термина «деноминация» исследователи возводят к работе «Социальные истоки деноминационализма» (The Social Sourcesof Denominationalism: An Essay Christian Moral Philosophy, 1929) американского теолога Х. Р. Нибура (Helmut Richard Niebuhr, 1894-1962) [7]. Феномен «деноминационализма», в свою очередь, характерен, прежде всего, именно для истории США и стран, где утвердились протестантские вероисповедания (Германия, Швейцария и др.). США стали, как известно, «Новым светом» и государством эмигрантов, многие из которых были упоминавшимися выше «диссидентами» («dissidentes de religione», диссентерами, отщепенцами, еретиками, сектантами, протестантами, реформатами и т.п.), бежавшими от преследований на родине («Старом свете», Европе). Они создали особую нацию, включающую в себя множество более или менее влиятельных религиозных общностей (братств, деноминаций, конгрегаций и т.п.), где противопоставление «церкви» (массового правоверия) и «секты» (безбожия отщепенцев), характерные для истории христианской Европы со времен кодекса Феодосия, были осознаны в качестве некорректных, оскорбительных и даже преступных, способных провоцировать терроризм и «народные акции» в духе упомянутой ранее «Варфоломеевской ночи» или еврейских погромов в России начала ХХ века. Очень наглядно эта сложнейшая проблематика представлена в литературной зарисовке Эмо Филипаса «Guy on the Bridge» (1985), представленной в коротком, но очень выразительном и показательном для «ревнителей» и «энтузиастов» конфессионального и гражданского самоопределения клипе «Еретик» [1]. Феномен «деноминационализма», описанный Х. Р. Нибуром, характерен для возникновения новой академической традиции выработки нейтрального и беспристрастного описания конфликтующих христианских юрисдикций в работах начала ХХ века немецких социологов Макса Вебера (Maximilian Carl Emil Weber, 1864-1920) и Эрнста Трёльча (Ernst Troeltsch, 1865-1923), стремившихся в научных терминах описать типологические различия общностей, именуемых в истории «церковью» и «сектой» [6]. Более 350 лет, с 1648 года, когда был заключен Вестфальский мир (Pax Westphalica), европейское общество переживает процесс трансформации представлений о религии, которая до этого около 1000 лет понималась как благочестие исповедания (confessio) уникальной традиции «Καθολικής Εκκλησίας / Ecclesia Catholica», стремившейся создать глобальный «Pax Christiana», образованные элиты которого описывали действительность в терминах теологического «языка первого порядка» как «науки страха божьего», «ревнители» и «энтузиасты» которых требовали от неграмотного «молчаливого большинства»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=