Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 18 начинают именовать «конфессией» или «деноминацией», тогда как ранее их же квалифицировали как нетерпимые «безбожие», «ересь» или «раскол», с вытекающими из таких наименований последствиями, к примеру, кровавым террором «Варфоломеевской ночи» («massacre de la Saint-Barthélemy», «резня св. Варфоломея», 24.08.1572) или кровавой расправой над участниками «Соловецкого сидения» (1668-1676). В ответ на такого рода «общего дела» возникает другой проект «общего дела» в столице молодого, возникшего в 1569 году, государства Речь Посполитая («Республика», «общее дело», Rzeczpospolita, Res Publica, Rzeczpospolita Obojga Narodow, Krolestwo Polskie i Wielkie Księstwo Litewskie и др.). Здесь был принят «Акт варшавской конфедерации» (Akt konfederacji warszawskiej, Pax dissidentium и т.п., 1573), который впервые в истории признал равноправными не только тех, кто вместе с королем исповедовал «правую веру каталiцкую святога рымскага Касцёла» господствующей в стране Ecclesia Catholica Romana, но и тех, кого собирательно называли «dissidentes de religione», включая как протестантов, так и приверженцев «greckiejwiary» («старожитной релѣи греческой»), ранее называемых, в логике норм Кодекса Феодосия, «schismatici vel alii infideles» («схизматиками и неверующими», Unia horodelska, 1413). Так, только в 1794 году И. Кант выделил специфику отношения «к религии, с одной стороны, философии, а с другой – богословия», которое в условиях университета «предстало в виде различия между философским и теологическим факультетами, между аналитически-критическим подходом к божественным предметам и текстам факультета философского и апологетически- догматическим подходом к ним факультета теологического» [13]. Начиная с эпохи Просвещения, нормативным становится уважение даже к «колдовству», «шаманству» («колдовству Шеманства» и т.п.), т.е. «народным суевериям» или «верованиям инородцев», ранее безусловно отвергаемым элитами как «языческими суевериями». Во второй половине XIX века М. Мюллер предложил описывать религии на основании нового критерия истинности, взятого из сравнительного языкознания, в котором «интеллектуальное рыцарство наук нашего века» получило возможность «рассуждать о религиях мира по строго научному методу», позволяющему, благодаря «благородству их намерений» и способности выслушать «с спокойным беспристрастием», признать, что важно различать два значениях слова «религия», первое из которых выражает особенности иудаизма, христианства или индуизма как учений, «передаваемых благодаря устной традиции или каноническим книгам», тогда как второе – саму «жажду Бесконечного» [16]. Российской «читающей публике» эти идеи были представлены в 1887 году [17]. Обращение к современной «живой стихии языка», представленной в таких популярных поисковых системах как «Яндекс» и «Google», показывает, что рассматриваемые лексемы представлены следующим количеством документов (в порядке убывания, по данным на 28.11.2018) по поисковикам Яндекс/Google:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=