Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 17 господствующие исповедания разных государств («Закон турецкий», «сарацинский закон», «Lex Sarracenorum», «закон Мухаммада», «lex Mahumeti», «Lex Mahumet», «закон Моисея», «LEX Moysi», «lex Ebraicum», «lex iudaeorum» и т.п.), которые могли рассматриваться негативно, нейтрально или позитивно в контексте так или иначе складывающихся межгосударственных отношений и периодических военных противостояний. В философском и дипломатическом дискурсах эти исповедания («законы», «LEX») могли осмысливаться как локальные проявления универсального «Закона Божьего» («LEX Dei»), предписывающего всеобщие нормы «закона человеческого» («LEX humana»). Известными примерами позитивной семантики в Средние века были Испания, где несколько столетий правили «короли трех религий», а нейтральной – глобальная империя Чингизидов, в которой «Яса» защищала «законы» всех, кроме «колдовства», локальных исповеданий народов, включенных в это государство, в том числе и «греческую вѣру» покоренного населения «Рѹсьскаѧ землѧ». Нейтральной была и политика императоров Imperium Romanum (Βασιλεία Ῥωμαίων), уважавшая благочестие включенных в государство народов, их «religio» и обычаи предков («Mos maiorum», «Mores maiorum»), сформировав впечатляющий идеал глобального человеческого «общежительства» в Urbs Roma как «Вечном Городе» и «республике» («res publica», «общее дело»), где практики «литургии» («liturgia», «λειτουργία», «служение», «общее дело») объединяли всех в «Pax Deorum» («божий мир», «мир божеств», «мир с божествами», «благоволение богов», «мир с божественностью») [22]. Политические конфликты и расколы христианского мира сформировали феномен добровольных этноконфессиональных общностей («люди греческой веры», «люди римской веры» и т.п.), объединяемых локальными «Mos maiorum», особенности которых могли игнорироваться имперскими чиновниками до тех пор, пока они не вступали в конфликт с универсализмом «мировых религий», призванных сплотить граждан в одно вселенское целое. Эпоха Реформации в Европе (1517-1648) радикально и навсегда трансформировала прежнюю социальную реальность и характерные формы древних Я1. Лексемы «ортодоксия», «религия», «церковь», «закон» и т.п. стали пониматься не разделительно, как прежде, когда они обозначали глобальную практику и теологию сообщества «Καθολικής Εκκλησίας/EcclesiaCatholica», но собирательно, охватывая некоторое множество «ортодоксий», «законов» и т.п., при этом в богословских текстах (Я1) этого периода утверждается разделительная риторика (Я1р), а в политических, дипломатических и философских – собирательная (Я1с). Тексты в стиле Я1р именуют «вѣрой», «церковью» и «законом» только региональное государственное исповедание (конфессию), тогда как для текстов Я1с, отразивших появление новых языков «наблюдателей за наблюдателями действительности» в истории и других постепенно утверждающихся науках, «вѣрой», «церковью» и «законом» начинают именоваться сходные социальные феномены как таковые, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=