Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 16 вообще не пояснялись [14]. Е. С. Элбакян и Е. Н. Васильева отмечают, что «понятие деноминации зародилось в англоязычной среде в конце XVII столетия для обозначения диссинтеров, отколовшихся от государственной Церкви Англии, но при этом лояльных по отношению к Британскому государству и признававших монарха» [7]. Эти авторы термин «деноминация» связывают с творчеством американского теолога Х. Р. Нибура (Helmut Richard Niebuhr, 1894-1962), стремившегося преодолеть негативную семантику традиционных для христианства, идущих от норм Кодекса Феодосия (Codex Theodosianus, 438), противопоставлений «церкви» (правоверия императора и лояльного ему большинства населения) и «секты» (еретических мнений «отщепенцев»). Элитами утверждалось убеждение, что принадлежность к первой гарантировала спасение, тогда как «отпадение» во второе неизбежно вело к «вечным мукам» и погибели. В русский язык, согласно НКРЯ, эти лексемы входят в следующем порядке – «исповедание» (1717), «вероисповедание» (1825), «конфессия» (1922), «деноминация» (1927) и «религиозное объединение» (1984). В «Словаре русского языка XI-XVII вв.» присутствует только лексема «исповедание», обозначающая, с одной стороны, древние практики «покаяния» («исповедати грехы своя», 1076), тогда как с другой, с XVII столетия, уже отдельную «веру», конфессию («свидетельствуют, что во исповедании православныя веры», 1670) [23]. Таким образом, это слово вошло в культуру с Х века, когда Киевская митрополия Константинопольской «Великой церкви Христовой» («ἡ Μεγάλητοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησία»), учрежденная, согласно преданию, князем Владимиром для тех племен, которыми была населена «Рѹсьскаѧ землѧ» династии Рюриковичей, стала в российских источниках описываться лексемами «вѣра», «христианство», «православие» и их производными, образующими специфический язык «первого порядка» той эпохи (Я1). Лексема «вѣра» появляется в качестве разделительного обозначения законного «княжеского исповедания» и «государственного установления», противопоставлялась феноменам «ереси», «баснословия», «басурманства» и т.п. [24]. Одновременно, в дипломатической переписке и ряде философских трактатов лексема «вѣра» употребляется в качестве собирательного обозначения, распространяясь на «басурманство» и сходные формы политических установлений «иноземцев», примером чего является знаменитое «сказание об испытании вер», в котором именно к этой категории были отнесены ислам («болъгары в[е]ры Бохъмиче»), иудаизм («жидове козарьстии») и католичество («нѣмци от Рима») [20]. Таким образом, можно говорить о формировании уже в древности разделительного и собирательного значений лексемы «вѣра», когда в первом случае она обозначала, как в правовых нормах Кодекса Феодосия, уникальную литургическую практику и догматическую систему признанной в империи «ортодоксии» («религии»), утвержденной элитами в качестве имперского «Закона» («закона Христа», «LEX Christi», «lex christianorum», «lex evangelium» и т.п.). В собирательном значении к этой категории относились все

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=