Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 15 современной Российской Федерации, где Конституция (1993) и законодательство гарантирует каждому гражданину право на свободу совести и вероисповедания, а религиозным объединением признается «добровольное объединение граждан..., образованное в целях совместного исповедания и распространения веры» (Ст. 6.1; 125-ФЗ). Тем не менее, это очень специфично понимаемая добровольность, поскольку, к примеру, в интернете достаточно просто найти ответ на запрос «самая востребованная профессия 2018 года», поскольку профессию себе каждый тоже выбирает добровольно, но из этого источника невозможно узнать, какое религиозное объединение можно назвать «самой востребованной конфессией 2018 года». Такой вопрос, однако, можно было задать в начале 90-х годов ХХ века, когда в нашем обществе началось добровольное и массовое увлечение всем таинственным и религиозным. Сегодня гарантированная Конституцией добровольность в отношении выбора религии оказывается на бытовом уровне дифференцированной на две формы, первая из которых ориентирована на личный духовный поиск, тогда как вторая – на поддержание сложившегося равновесия в межрелигиозных отношениях, когда с конца ХХ века утвердился т.н. «проправославный консенсус» [18, с. 21- 22]. В этом контексте социологи отмечают, что «понятия «русский» и «православный» настолько сближаются, что становятся почти синонимами… В силу этого в полном противоречии с «нормальной» логикой и прямым значением терминов в современной России понятие «православный» не является частью более широкого понятия «верующий», а, скорее наоборот, понятие «верующий» стало частью понятия «православный». Людей, определяющих себя как православных, в России значительно больше, чем тех, кто определяет себя как верующих» [18, с. 41]. Термин «православие» в такой ситуации уже выступает не как наименование вероисповедания или религиозного объединения, но как обозначение собирательного сходства дистанцирующихся религиозных объединений, которые друг друга могут именовать «раскольниками» т.п., противопоставляемыми «подлинно православным», согласно их самоописанию на Я1. 1. Филологические и исторические аспекты наименования религиозных объединений Термины «вероисповедание», «конфессия» и «деноминация» выступают с филологических позиций как слова (лексемы), становление которых можно анализировать на основе «живой речи», фиксируемой интернетом, книжными текстами, к примеру, базой данных «Национального корпуса русского языка» (далее – НКРЯ), наряду с профессиональными религиоведческими изданиями. Постсоветские российские религиоведческие источники определяют деноминацию как особый «тип религиозной организации в христианстве», имеющей «промежуточный характер по отношению к секте и церкви», при этом указывалось, что «в широком религиоведческом смысле термин «деноминация» используется как синоним вероисповедания, конфессии или автономной церкви», при этом в данном издании последние два термина

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=