Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 146 трансформируется в некоего алхимика, который пытается познать мир с помощью своеобразных научных экспериментов. В своём диссертационном исследовании Ольга Левченко пишет, что «Сайнс-арт демонстративно выходит за рамки традиционного понимания как искусства <…>, так и науки. В качестве материального субстрата <…> сайнс-арта выступают новейшие технические средства и технологии <…>» [7, с. 3-4]. И если вышеописанный пример в некотором смысле исследует природу человеческой жестокости и восприятия с помощью понятного рядовому зрителю «программного обеспечения», то в последнее время на выставках современного искусства мы можем наблюдать множество так называемых роботических инсталляций. В отличие от живых инсталляций роботические имитируют функции живого: общение, осязание, а порой и создание продукта творчества. Роботическая инсталляция как и живая: «<…> трансформирует пустое, нейтральное общественное пространство в индивидуальный художественный объект и приглашает посетителя воспринять это пространство как внутреннее тотализирующее пространство художественного произведения» [5, с. 65]. Можно начать с простого примера: работы Луи-Филиппа Демера «Слепой робот» (2012), задачей которой было вызвать у зрителей чувство эмпатии к неживому, неодушевлённому существу – роботу. Каждому зрителю предлагалось сесть напротив работы, которая ощупывала его лицо наподобие слепого человека. При этом стоит заметить, что художник намеренно лишил произведение «головы», оставив лишь руки, кончики пальцев которых были оснащены множеством малогабаритных видеокамер, которые транслируют «зрение» слепого робота на стоящий неподалёку экран. В случае с данной работой крайне важна позиция зрителя, под этим имеются в виду категории очевидец и неочевидец . Важно это потому, что неочевидцу достаточно сложно судить о том, какой спектр эмоций мог испытывать человек, который непосредственно взаимодействовал с работой, погружался в неё. А в роботической инсталляции, созданной художником Дмитрием Каваргой «Поглощающий концепты. Саморефлексирующий мистификатор Сокала» (2017) мы видим образ некоего интеллектуала. По задумке автора роботу «предлагается «взглянуть» на лист с текстом». Встроенный интеллект позволяет инсталляции распознавать разнообразные лексические и морфологические связки. В выставочной этикетке к работе написано: «Чем насыщеннее текст, тем дольше и разнообразнее активность. Наиболее оживлённые фрагменты в какой-то момент выстреливают цветную яркую жидкость». То есть художник проводит своеобразный научный эксперимент, как машина со встроенным интеллектом, будет реагировать на текст. При этом краски, которыми выстреливает работа, не олицетворяют определённые «эмоции», их задача создать сложносочинённую палитру, которой и являются множество современных научных и художественных концепций. При этом предпосылки роботического в современном искусстве мы также можем найти в авангардных художественных практиках, например, в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=