Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 142 А. М. Орлова Государственный институт искусствознания ОДУШЕВЛЁННОЕ И НЕОДУШЕВЛЁННОЕ В ЖИВОЙ И РОБОТИЧЕСКОЙ ИНСТАЛЛЯЦИИ В статье рассматриваются методы репрезентации и творческие стратегии таких видов художественной инсталляции как живая и роботизированная. Автор обращает внимание на перформативную природу живой инсталляции в связи с тем, что изначально она была выделена как вид делегированного перформанса теоретиком К. Бишоп, при это в статье также обращается внимание на внедрение аспектов «живого» в роботическую инсталляцию. В качестве примеров приведены работы, созданные художниками: Л. Лисицкого, О. Кройтор, С. Спириной, М. Каттелана С. Сьерры, М. Хотам, Л.-Ф. Демера, Д. Каварги. Исходя из этого делается вывод о том, что художественная инсталляция может синтезировать в себе не только неодушевлённые, но и одушевлённые объекты, а также взаимодействовать с чувственной природой зрителя или имитировать человеческую жизнедеятельность с помощью роботов. Ключевые слова: живая инсталляция, роботическая инсталляция, делегированный перформанс, сайнс-арт, репрезентация, творческая стратегия, взаимодействие, погружение, природа. A. M. Orlova State Institute for Art Studies (Moscow, Russia) INANIMATED AND ANIMATED IN LIVE AND ROBOTIC INSTALLATION The article investigates methods of representation and creative strategies in live and robotic installation. The author points out the performative nature of live installation because originally it is recognized as a part of delegated performance by C. Bishop. Also the paper brings to notice the use of ‘live’ phenomenon in robotic installations. Works made by artists O. Kroytor, S. Spirina, M. Kattelan, S. Sierra, M. Hatoum, L.-F. Demer, D. Kavarga are used as examples. It is concluded that installation art may synthesize in oneself inanimated and animated objects and interact with the sensuous nature of the viewer or imitate human’s activity by the use of robots. Keywords: live installation, robotic installation, delegated performance, science art, representation, creative strategy, interaction, immersion, nature DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-1-142-148 Благодаря огромному количеству голливудских фильмов, посвящённых таким некогда кажущимся футуристическим созданиями как киборги, роботы, и инопланетяне у нас сложилось впечатление, что футуристическое будущее где-то совсем рядом. Конечно, подобные образы имели свои исторические предпосылки, главными из которых можно считать авангардные художественные практики 1910-1920-х гг. В то время были созданы такие важные для «понимания» мира будущего произведения как опера «Победа над солнцем» (1913), кинофильм «Аэлита» (1924) и др. Эти наработки помогли художникам, живущим в наше время, разработать такие виды художественной инсталляции как живая и роботическая.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=