Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 139 Устойчивость насильственных установок в общественной жизни Индии является лучшим свидетельством того, что методы Ганди были приняты далеко не единогласно даже в его родной стране. Возглавляемое Ганди движение за независимость Индии, так или иначе, допускало насильственные акты. Имеются в виду действия бенгальских националистов, вдохновляемых образом Дурги - богини, которой приписывали огромную разрушительную силу. После обретения независимости Индии воинствующие индуисты совершали вооруженные нападения на своих старых мусульманских противников. Подобное нападение стоило жизни даже самому М. Ганди (1948 г.). Убийство премьер-министра Индии Индиры Ганди в 1984 году также имело религиозную подоплеку. Госпожа Ганди была убита членом общины сикхов в ответ на то, что она санкционировала ввод войск на территорию сикхского Золотого храма. Однако основы учения сикхизма вовсе не призывают к насилию: биографии духовных наставников XVI и XVII вв., считающихся основателями этой религии, изображают настолько мягкие характеры, что сам Махатма Ганди, по его собственному признанию, постоянно вдохновлялся ими. Однако со временем сикхизм распространился среди воинственной этнической группы джатов; позднее сикхи втягиваются в кровавые столкновения с моголами, британцами и другими индийскими правителями. Ядром общины сикхов считается так называемое «войско верных», символом которого является обоюдоострый меч. Как показывают события конца XX – начала XXI столетий религия по- прежнему продолжает играть важную роль в жизни человека и общества не только как хранительница национальной истории и культуры, но и как социальный институт и субъект политики. Межконфессиональные отношения сегодня можно отнести к стратегическим глобальным проблемам современности. Индия является многоконфессиональной страной, здесь представлены все мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Кроме того, здесь представлены такие религии как зороастризм, джайнизм и сикхизм, иудаизм. Самой многочисленной религиозной общиной современной Индии является индуизм (82,6 % населения страны). По конституции Индия является светским (секулярным) государством, тем не менее в стране неоднократно возникали крупные религиозные конфликты между индусами и мусульманами (второй по численности религиозной общиной – 12,2 %). Столкновения между представителями двух крупных религий стали реалиями современной Индии (например, 2002 г. – индо-мусульманские погромы в штате Гуджарат; 2008 г. – волнения на религиозной почве в г. Джамму; 2011 г. – в г. Морадабад на севере Индии; 2013 г. – в Музаффарнагаре, округе индийского штата Уттар-Прадеш). Ситуация осложняется межконфессиональными конфликтами между индусами и мусульманами в Джамму и Кашмире, между сикхами и индусами в Пенджабе, также проявлениями религиозного терроризма исламистского и сикхского. Одной из причин межрелигиозного конфликта, является историческая обида индийских мусульман, уходящая своими корнями в колониальный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=