Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 138 ( дравья-химса ) – реальное причинение вреда, и мысленное насилие ( бхава- химса ) – желание причинить вред той или иной жизненной силе ( прана ). В классическом джайнском тексте Таттвартха-сутра дается следующее определение насилия: «химса – это причинение вреда жизненным силам ( пранам ) через вибрации страсти» [3]. Здесь идет речь о внешнем аспекте насилия. Другой текст джайнизма, « Пурушартха-сиддхьюпая» раскрывает внутренний аспект насилия: «страсть служит главной причиной, ведущей к насилию, и даёт следующее определение последнего: любое причинение вреда физическим или умственным жизненным силам через вызванную страстью активность тела, речи и ума однозначно является химсой» [3]. Т.е. насилие совершается даже в случае появления намерения причинения вреда. Текст «Средство достижения цели души» («Пурушартха-сиддхьюпая») приписываемый дигамбарскому учителю Амритачандра Сури , выразил смысл химсы и ахимсы следующим образом: «невозникновение вожделения и других [страстей] есть ненасилие, а их появление – насилие. Таково краткое содержание агам Джины» [1, c. 213]. Джайнизм выделяет следующие категории насилия: арамбхаджа (арамбхи) химса – насилие, связанное с выполнением профессиональных обязанностей; анарамбхаджа (анарамбхи) химса – умышленное насилие, не имеющее отношения к профессиональным обязанностям. Джайны придают ахимсе важное значение, которое обусловлено особым отношением к закону кармы. Лишение жизни живого существа, (даже по случайности) считается тяжким преступлением, препятствующим обретению благой кармы. Именно поэтому ревностные последователи джайнизма носят повязку на лице, дабы ненароком не вдохнуть и тем самым не убить какое- нибудь насекомое. С этой же целью при ходьбе они специальной метелкой расчищают перед собой дорогу. Кроме того, все джайны придерживаются строгой вегетарианской диеты. Растения, конечно, тоже считаются живыми существами, но употребление некоторых видов влечет за собой особенно неблагоприятные кармические последствия, поэтому джайны исключают их из своего рациона. Джайнские монахи, соблюдающие большее количество запретов, нежели миряне, доводят идеал ахимсы до логического конца: они завершают свою жизнь, отказываясь от любой пищи. После возникновения буддизма (и во многом благодаря его влиянию) концепция ненасилия становится весьма популярной среди индусов; при этом она оказывается в тесной связи с двумя важными практиками: вегетарианством и почитанием коровы. Некоторые исследователи полагают, что почитание коровы представляет собой рудимент древней индийской религии богини природы. Однако в более поздней, собственно индуистской интерпретации почитание коровы символизирует бережное отношение ко всем живым существам, то есть ненасилие. Тем не менее, вопреки популярности этой концепции политическая история Индии в основном повествует о деяниях правителей-воинов, принадлежащих, как правило, к воинскому сословию (кшатрия) , главной добродетелью (дхарма) , которой считалась доблесть в бою.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=