Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 137 предметом как с теоретической, так и с практической точки зрения является классификация мирских (воплощённых) душ. Поскольку высочайшим долгом последователей джайнизма является ахимаса, в их обязанность входит знание всего разнообразия форм жизни. Мирские (воплощенные) души подразделяются на: разумные, способные к различению добра и зла ( манасика дживы ), и неразумные (аманасика дживы), а также подвижные ( траса ) и неподвижные ( стхавара ). Конечная цель жизни достигается при помощи практики, которая способствует отделению кармы от души. Особенностью джайнизма является представление в способности человека собственными усилиями избавиться от кармы. Смыслом счастья является прерывание цикла сансары и достижения мокши, т.е. состояния освобожденной души. Как и другие религии Индии, джайнизм считает наш мир обителью страдания. Средством достижения мокши является путь, который ведет к освобождению и включает в себя: правильную веру ( самьяк-даршана ), правильное знание ( самьяк-джняна ) и правильное поведение ( самьяк-чаритра ). Они составляют три драгоценности (ратнатрая) джайнизма. Именно на этих основаниях выстроен этический кодекс джайнизма, обязательный для исполнения как монахами, так и мирянами. Джайнизм придает огромное значение практическому выполнению норм правильного поведения, поскольку последние играют важную роль в достижении освобождения. Важная роль принадлежит так называемым двенадцати вратам , или обетам. Они описаны в священном тексте « Сагара- дхарма-амрита » . Двенадцать обетов содержат этический кодекс мирян, значимый с религиозной и социальной точек зрения. К числу главных обетов относятся, прежде всего, ахимса (ненасилие). Джайнам предписывается развивать такие добродетели как: дружелюбное отношение ко всему живому ( майтри ); проявление радости при встрече с единоверцами и сочувствующими ( прамода) ; проявление сострадания ко всем живым существам ( каруна ); терпимость или безразличие к невежественным или злым людям ( мадхьястха ). Кроме этого, джайнизм называет ряд добродетелей, или гун , усердного исполнения которых требуется от мирян. Целью воздержания от мяса ( мамса ), вина ( мадхья ) и мёда ( мадху ) является минимизация причинения вреда живым существам. Первостепенное значение среди обетов , принадлежит обету ненасилия ( ахимса-врата ). Данный обет основан на фундаментальном принципе воздержания от причинения вреда живым существам (химса ) т.е. насилия. Джайнские тексты выделяют грубую и тонкую формы насилия. Грубая – подразумевает уничтожение всех форм жизни. Поэтому эта форма насилия запрещена для монахов и мирян. Тонкая – форма насилия, подразумевающая убийство любого живого существа и запретная только для джайнов-монахов. Учение джайнизма утверждает, что химса связана не только с физическими действиями, поскольку обет может быть нарушен также отсутствием сострадания. На этом основании джайнизм различает физическое насилие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=