Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 136 аспектах. Джайнизм представляет собой единственную религию, уделяющую максимум внимания важным практическим аспектам теории ахимсы с тем, чтобы как мирские его последователи, так и монахи имели возможность практиковать ненасилие, причём во всех его мельчайших деталях, в своей обычной жизни. <…> джайнизм заслуживает особого уважения за то, что в равной мере подчёркивает важность негативного и позитивного аспектов ненасилия. Именно на таком основании джайнизм, утверждая принцип «Ахимса парамо дхармах», т.е. «Ненасилие – высшая религия», совершенным и убедительным способом смог доказать миру ценность доктрины ахимсы. По этой причине джайнская религия рассматривается как религия ахимсы, а джайнская культура – как культура ахимсы.» [3]. Один из базовых принципов джайнизма гласит, что никто (ни Бог, ни другой человек), кроме самого человека, не в состоянии отделить душу от связанной с ней материи. Данное положение означает, что человек сам несёт ответственность за все добро и зло, присутствующее в его жизни. Человек не в состоянии избежать ответственности за собственные поступки. Ни Бог, ни его пророк не вмешиваются в жизнь человека. Только душа несет ответственность за всё совершенное ею. Джайнизм учит, что вселенная существует самостоятельно, без божественного вмешательства, Бог абсолютно равнодушен к ее творению и ко всему происходящему в ней. Данный принцип отличает джайнизм от других религий, в том числе индуизма, христианства и ислама. Джайнизм рассматривает мир как взаимодействие элементов джива (живая душа) и аджива (материя). Последнее является условием порождения энергий, которые управляют всеми событиями в жизни, в том числе рождением и смертью. Остановить порождение энергий и разрушить уже созданные – цель жизни. Этой цели можно достигнуть, используя определенные практики, ведущие к освобождению ( мокша ). Все вышесказанное сформулировано в таттвах: 1. джива (живая душа); 2. аджива (материя, неживая субстанция); 3. асрава (приток кармической материи в душу); 4. бандха (связывание души кармой); 5. самвара (остановка притока); 6. нирджара (сбрасывание кармической материи); 7. мокша (освобождение). Осмысление природы данных таттв является важным условием для достижения освобождения. Согласно учению джайнизма джива и аджива , являются реальными субстанциями. Аджива есть то, что не является душой, лишено сознания, джива является реальным чувствующим объектом. Поэтому дживе , являющейся живой субстанцией, придается важное значение в контексте ахимсы . Учение джайнизма признает, что вселенная населена бесконечным множеством душ, представляющих собой вечные субстанции. Характерной чертой каждой души является наличие сознания, не поддающегося разрушению. Одной из характеристик дживы самой по себе является совершенство и всесилие. Вследствие неведения джива отождествляет себя с материей, причиной этого являются страдание и деградация. Есть два вида джив: 1. сансари – мирские; 2. сиддха или мукта – освобождённые. Важным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=