Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 135 ситуация принимает ассиметричный вид: чтобы избыть следствия совершенного убийства, убийца продолжает существовать, ибо должен исчерпать плод своего деяния. И даже если ранее, до убийства, накопленные благие действия предопределяют счастливую форму рождения, новая жизнь все-таки не будет продолжительной» [6, c. 46]. Сутры 35-45 повествуют о так называемых, «совершенных способностях», обретаемые йогином практикующим практики самоконтроля. Совершенные способности приводят к исчезновению ложных помыслов, которое, в свою очередь, порождает йогическое могущество. «Йога-сутра» приводит десять видов йогического могущества, в их числе упоминается, например, исчезновение враждебных чувств между конфликтующими сторонами в присутствии утвердившегося в ахимсе йогина. Cутра 23-я Патанджали говорит о совершенных способностях йогина, которые он называет «силой дружелюбия». Возникают последние в результате практики санъямы, выступающей в системе Патанджали в роли общего обозначения собственно психотехнической процедуры, включающей ступени концентрации (дхарана), созерцания (дхъяна) и сосредоточения (самадхи). «Практика санъямы основывается на чувствах дружелюбия, сострадания и радости, взращиваемых по отношению к трем объектам: к существам, пребывающим в счастливом состоянии; к тем, кто подвергается страданию; к склонным к добродетели. Культивирование этих чувств рождает силу дружелюбия, силу сострадания и силу радости, что возможно благодаря сосредоточению. …Те, кто склонен к греху, должны вызывать у йогина только беспристрастность, нейтральность, которая по своей природе не есть чувство. Таким образом, съянмы на бесстрастии по определению быть не может, следовательно, никакой силы бесстрастия не возникает. По-видимому, имеется в виду энергетическое не участие в грехе» [6, c. 50-51]. В процессе своего дальнейшего развития представление о ненасилии оказывается связанным с другой важной концепцией Упанишад – верой в карму, предполагающей, что совершенные человеком поступки и используемые им установки поведения окажут влияние на статус и форму его следующего рождения. При этом действия и установки, направленные на уничтожение чужой жизни оказывают особенно отрицательное влияние. В таком виде концепция ахимсы в VI в. до н.э. становится важной составной частью учений оппозиционных официальному брахманизму наставников: Махавиры , фактического основателя джайнизма, и Сиддхартхи Гаутамы . Прежде всего, коснемся джайнского учения и разработки им принципа ахимса. Известный социолог и джайнолог доктор Вилас Сангави автор целого ряд работ, посвященных принципу и практике ахимсы, во введении к своей монографии « Джайнский путь ахимсы » пишет: « Из всех религий мира джайнизм является единственной, которая отводит принципу ахимсы центральное положение. <…> В истории религий мира лишь джайнизм поставил доктрину ненасилия в столь уникальное положение и построил весь свой этический кодекс на полном соблюдении концепции ненасилия во всех её

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=