Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 134 данном фрагменте смысл самоконтроля (яма) описывается посредством этических ценностей, которые должны стать установками индивидуального сознания в процессе практики йоги: ненасилие, правдивость, честность, воздержание, неприятие даров. Основным смыслом самоконтроля является ненасилие (ахимса). Другие виды самоконтроля используются как дополнительные средства: «…если все остальное происходит при несоблюдении правила ненасилия, то это равнозначно тому, что оно не совершается вообще, ибо в этом случае все виды самоконтроля (yama) бесплодны (nisphala)» [6, c. 44]. В системе Патанджали «в определение правдивости вводится идея праведного намерения: речь не должна приносить зло, иметь отрицательные для живых существ последствия. Худшее из зол – внешнее подобие добродетели. Честность (asteya) раскрывается через противопоставление беззаконному (asastrapurvaka) присвоению чужой собственности, воровству. Отсутствие алчности – собственная форма честности» [6, c. 44]. Сутра 31 говорит о том, что все перечисленные виды самоконтроля, не ограничиваются ни принадлежностью к варне , ни обстоятельствами места и времени, универсальны и поэтому называются Великим обетом. Разъясняя данную идею на примере ахимсы, Вьяса указывает, что сансарическое существование является ограничением, которые препятствуют исполнению Великого обета ( махаврата ). Борьба с ним, заложенная в практике йоги, заключается в соблюдении принципа ненасилия в отношении всего живого. Вьяса-Бхашья классифицируя насилие, называет его 27 видов и делит их на три класса: насилие, совершаемое по собственному произволу; насилие, совершаемое по приказу; социально одобряемое насилие. Ни Патанджали, ни Вьяса-Бхашья не оправдывают, ни одного из вышеназванных классов насилия. Например, сутра 34 порицает также насилие, обусловленное обстоятельствами и следствием принадлежности к варновой профессии, когда тот, кто совершает его, является только инструментом [6, c. 45-46]. Все эти три вида насилия связаны с неведением и влекут за собой «неисчислимые страдания». Вьяса подчеркивает, что классификация видов насилия по степени интенсивности (совершаемое из жадности, гнева, из-за невежества и др.), не исчерпывает всей совокупности конкретных проявлений насилия, и можно говорить о его неисчислимости [6, c. 45-46]. Классификация видов насилия используется для оценки поступков и поиска противоположных состояний ( пратипакса ). По тому же принципу рассматриваются ложь и прочие изъяны душевной жизни: «Что касается кармических последствий изъянов душевной жизни, то все они также разбираются на примере насилия. Здесь рассуждение строится по принципу симметрии: при лишении жертвы сил, совершающий насилие обрекает свое сознание и организм, т.е. источник жизнедеятельности, на неизбежную потерю энергии. Следствием причинения страданий жертве выступает будущее страдание в новом рождении: совершающий насилие рождается в аду, либо в облике животного или голодного духа. Убивая другого, он и себя ежеминутно ставит на грань жизни и смерти. Но тут кармическая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=