Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 133 Основным путем ведущим к обретению высшего блага в «Бхагавад- гите» выступает йога . Последняя предлагает три основных пути: джняна-йога – путь сосредоточения сознания и приведения ума к состоянию равновесия и невозмутимости; бхакти-йога – путь сосредоточения на высшем «я», любови и преданности Богу; карма-йога – путь деятельности, лишенной привязанности к ее плодам и посвящения их результатов Богу. Именно в учении о карма-йоге, являющейся ключевым путем обретения спасения, изложена этика «Бхагавадгиты». Важным аспектом карма-йоги является учение о должном действии и восприятие бездействия как греха. Этический конфликт затронутый в «Бхагавад-гите» заключается в том, что Арджуна, будучи кшатрием (воином) и хранителем кшатрия-дхармы , сомневается в праведности участия в битве на Курукшетре, в которой он должен был сражаться против своих родственников. Согласно кшатрия- дхарме , война расценивается как жертвоприношение, а кшатрий означает «тот, кто защищает от опасности». Такая трактовка войны допускает насилие только для защиты невинных людей ( брахманы , женщины, дети, старики, коровы). Одним из основных требований этики «Бхагавад-гиты» является призыв к исполнению своего долга, т.е. следовать дхарме кшатрия. По убеждению Кришны пацифизм Арджуны греховен. Рассмотрение «Бхагавад-гиты» в контексте «Махабхараты», позволяет сделать вывод о том, участие Арджуны в сражении против Кауравов выглядит вполне оправданой: в случае победы неправедных Кауравов опасность погрязнуть в грехе угрожает всем людям. Долг кшатрия защищать и править подданными руководствуясь этическим учением Вед, но если правитель сам греховен, то и его подданные обречены на грех и погибель. Этика «Бхагавад-гиты» зиждется на идее о том, что трансцендентный долг не должен затмеваться ложным эго. Известный индийский политический деятель М. К. Ганди рассматривал «Бхагавад-гиту» как источник, в котором содержатся ответы на важнейшие социальные вопросы. К ней же он обращался в минуты душевного смятения. В Индии утвердилась точка зрения, согласно которой именно благодаря вдохновению, полученному от прочтения «Бхагавад-гиты», деятельность М. К. Ганди и его принцип ненасильственного сопротивления способствовали обретению Индией в 1947 г. независимости от британского господства. До сих пор индийцы сопровождают празднование Дня независимости (15 августа) восхвалением и чтением «Бхагавад-гиты». Первое упоминание о ненасилии как моральной добродетели содержит Чхандогья-упанишада : «Далее, подвижничество, подаяние, честность, ненасилие («ахимса» – прим. автора), правдивость – это его дары [жрецам]» (3.17.4) [8, c. 81]. Использованное здесь слово « ахимса » означает самопожертвование и самоограничение. Позднее, в Йога-сутре соблюдение ахимсы предъявляется как обязательное требование к каждому, кто желает быть допущенным к практике йоги. Сутры с 29-й по 34-ю « Йоги » Патанджали подробно рассматривают вспомогательные средства йоги: самоконтроль, исполнение религиозных предписаний, асаны (специальные позы) и пр. В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=