Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 132 одно – то, чем достигну я блага» (Бхагавад-гита, 25: 1-2) [7, c. 55]. Тогда Кришна переходит к нетрадиционному обоснованию необходимости сражаться. Так в «Бхагавад-гите» были подняты проблемы соотношения действия и активности, и свободы. Можно бездействовать, но при этом находится в зависимости, и можно действовать, но быть свободным. Один провозглашаемых «Бхагавад-гитой» принципов «дело лучше бездействия». Бездействовать не может никто. Спасение и свобода не в бездействии, а в исполнении своего долга. Однако долг должен исполняться в состоянии отрешенности. Должное дело необходимо совершать без привязанности. Действовать, но не стремиться к плодам действий – вот в чем заключается этический идеал «Бхагавад-гиты». «К плодам действий покинув влеченье, всегда довольный, Самоопорный, он, хоть и занят делами, но ничего не свершает. Без надежд, мысли свои укротив, всякую собственность бросив, Выполняя действия только телом, он в грех не впадает. Удовлетворённый нежданно полученным, двойственность преодолевший, Незлобивый, в неуспехе, в удаче равный – не связан, даже дела совершая. Он не привязан, свободен; в мудрости мысли упрочив, Дела совершает, как жертву, они для него исчезают бесследно» (IV, 20-23) [2, c. 83]. Более емко идеал должного действия выражен фразой: «Должное действие, лишённое привязанности, совершённое бесстрастно, Без отвращенья, без желания плодов» (XVIII, 23) [2, c. 118]. Отсюда «Бхагавад-гита» выводит идеал человека: «Делатель, свободный от связей, настойчивый, решительный, без себялюбья, Неизменный при неудаче, успехе...» (XVIII, 26) [2, c. 118]. Его антиподом выступает человек, «Возбудимый, вожделеющий плодов действий, завистливый, себялюбивый, нечистый, Подверженный радости, горю...» (XVIII, 27) [2, c. 118]. Антиподом идеала должного действия является «Действие, выполняемое ради осуществления желаний, Себялюбиво, с большим напряженьем...» (XVIII, 24) [2, c. 118]. Кришна убеждает Арджуну в том, что следует сражаться отрешенно тогда можно избежать греха. Итак, проблема свободы воли выражена в «Бхагавад-гите» в выборе правильного пути: путь действия – благой путь или путь бездействия – греховный путь. Таким образом, «Бхагавад-гита» является целостным учением, раскрывающее основные этические и религиозные вопросы: о том, что является высшей целью, о сущности добра и зла, о пороке и добродетели, о свободе воли и должном действии. Нравственность в «Бхагавад-гите» служит средством достижения высшей религиозной цели – Бога. Значимость этического учения здесь усиливается в представлении о высшем благе, которое превосходит обыденные представления о добре и зле. Следует подчеркнуть, что в «Бхагавадгите» понятие «дхарма» объединяет в себе как религиозный, так и этический, и правовой смыслы. Здесь «дхарма» есть фундаментальная ценность человеческого бытия и основа добродетели. Учение о должном действии и принцип следования своему долгу предписываются в качестве значимого правила жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=