Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 130 С. В. Резник Белгородский государственный национальный исследовательский университет НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ В ИДЕОЛОГИИ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ РЕЛИГИЙ ДРЕВНЕЙ И СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ В статье рассматривается становление и особенности проблем насилия и ненасилия в идеологии и культурных практиках религий древней и современной Индии. На основе анализа священных текстов брахманизма, джайнизма, индуизма, дано философско-антропологическое определение концептов насилия и ненасилия в идеологии и культурных практиках религий Индии. Проводится обзор концепций ненасилия в религиях древней и современной Индии. Автор приходит к выводу, что проблемы насилия и ненасилия в религиозных традициях основываются, прежде всего, на религиозно-мировоззренческих посылках, которые выводятся из представлений о первоначалах бытия. Поскольку индуизм является религией, возникшей из представлений о Вселенской жертве как первопричине бытия, поэтому насилия и ненасилия ставятся иначе, чем в монотеистических религиозных традициях. Ключевые слова: насилие и ненасилие, джайнизм, индуизм, ахимса, Чхандогья-упанишада, Бхагавад-гита, Йога-сутры, Вьяса-Бхашья. S. V. Reznik Belgorod State National Research University (Belgorod Russia) VIOLENCE AND NONVIOLENCE IN IDEOLOGY AND CULTURAL PRACTICES OF RELIGIONS IN ANCIENT AND MODERN INDIA The article deals with the formation and features of the problems of violence and nonviolence in the ideology and cultural practices of religions of ancient and modern India. On the basis of the analysis of the sacred texts of Brahmanism, Jainism, Hinduism, the philosophical and anthropological definition of the concepts of violence and nonviolence in the ideology and cultural practices of the religions of India is given. The concepts of nonviolence in the religions of ancient and modern India are reviewed. The author comes to the conclusion that the problems of violence and nonviolence in religious traditions are based primarily on religious and ideological assumptions, which are derived from the concepts of the origins of life. Since Hinduism is a religion that originated from the notion of Universal sacrifice as the root cause of being, violence and nonviolence are put differently than in monotheistic religious traditions. Keywords : violence and nonviolence, Jainism, Hinduism, Ahimsa, Chandogya Upanishad, Bhagavad Gita, Yoga-sutras, Vyasa Bhasya. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-1-130-141 В Ведический период индийской истории представление о ненасилии фактически не существовало. Культура данного периода была основана на ценностях общества воинов (кшатриев). Данное обстоятельство обусловило, в частности, повсеместное употребление в пищу мяса животных, также использование их в ритуалах жертвоприношений: для очищения от грехов или достижения успеха в завоевательных походах совершалось жертвоприношение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=