Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 128 этико-правовые практики впервые и выступают в качестве эффективной силы, регулирующей насилие и утверждающей ненасилие в солидарной жизни «свободных многих» . В классическом античном полисе мы имеем совершенно новые, синкретичные культурные практики регулирования «зоон», «голой жизни» (Дж. Агамбен) человека, практики его интеграции в «биос» , в благую, «номотетическую» солидарную жизнь полиса , которые не исключают «политейных» форм насилия (свободно принятого легитимного насилия) и властного управления жизнью «свободных многих», что предполагает появление нравственно-юридических и религиозно-нравственных публичных форм свободы и полисной солидарности, «практик солидарности» как условия личностных «практик себя» (М. Фуко), новых форм познания человеком себя и управления собой. В классической античности утверждаются основные принципы противопоставления практик легитимного насилия «практикам себя», ненасилия перед лицом всеобщего в «лице» государства и зарождающего правового насилия, что сохраняет свою культурную и познавательную ценность поныне. Не абстрактное «ненасилие», а легитимные практики силы укрощают незаконное насилие . В эпоху эллинизма в философской этике и жизненной морали эпикурейцев и стоиков, а также в реальных политических и цивилизаторских практиках римской республики происходит переход к идее противопоставления человека и «миру», и «городу», полису и республике, углубления человека в свой внутренний духовный мир, независимый от диктата всеобщего. Культурно-антропологические практики человека античности, находят яркое выражение в теоретической и жизненной этике стоиков, которые только на первый взгляд кажутся «ненасильственными», а на самом деле ограничивают силу и насилие самим индивидуумом: стоик убивает себя , но не идёт против государственного «насилия». Здесь и сила, и насилие, и ненасилие имеют вполне конкретно-исторический и культурно-религиозный смысл и своеобразную экзистенциальную диалектику. В христианстве ненасилие и нравственное осуждение насилия получили воплощенение в символическом событии искупительной жертвы Иисуса Христа, в заповедях его Нагорной проповеди (Мф 5-7). Но это уже тема для отдельных интерпретаций. Литература 1. Арендт Х. О насилии. М. : Новое издательство, 2014. 148 с. 2. Библия : Книги Священ. Писания Ветхого и Нового Завета : Канонические : в рус. пер. с парал. местами и прил. М. : Рос. библейское о-во, 1995. 916, 301, 34 с. 3. Борисов С. Н., Римский В. П. Философское понимание насилия: смыслы и коннотации // Дискурсы власти. Орёл, 2015. С. 73-106. 4. Гусейнов А. А. Насилие // Новая филос. энцикл. В 4 т. М., 2010. Т. 3. С. 14-16.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=