Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 125 Этнографы фиксируют, что даже войны между родами и племенами не только сопровождались насилием, но и ритуальными формами предотвращения и снятия конфликтов. Всё это способствовало формированию первобытного солидаризма, первобытных практик солидарности , связанных с коллективно- психологическим механизмом идентичности и комплиментарности – чувством «мы». Архаическое мифосознание выполняло функцию регулирования насилия посредством индивидуальных и коллективных форм суггестии и сакрального запрета-пресечения, вмещая в себя как архетипы, ритуального насилия , легитимного (жертвоприношения, инициации и межклановые войны), так и нелегитимного, всегда практикуемого отдельными индивидами и человеческими группами. Мы можем ещё на ранних стадиях развития человека наблюдать некую цикличность, выражающуюся в смене периодов ограничения насилия (сакральные преграды в виде табу, воплощенные в языковой телесности мифа) и периодов возврата к архаическим формам агрессивного поведения, когда запреты и ограничения не срабатывали и насилие «поглощало» общество. Первая символическая фигура насилия, отражающая конфликт скотоводов и земледельцев, то есть коллективного, системного насилия между родами и племенами, зафиксирована письменно в Ветхом Завете в событии убийства Каином брата его Авеля. Мы читаем: «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец… И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его… И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт 4:1-19). Но она фиксирована и нарушение норм внутриродового запрета на убийство, регулировавшего внутриродовые отношения (Каин и Авель – братья) и утверждавшего первичные формы ненасилия. Жертвенное насилие становится одной из первых форм символического насилия , которое в определённой мере ограничивает прямое, физическое насилие и агрессию, чем и способствует возникновению первичных форм ненасилия как отношений солидарности и нравственных норм его регулирования. Но наше понимание архаического насилия идёт дальше: жертвоприношение есть не только насилие (коллективное насилие рода), и не только его символическая сублимация , перенос агрессии и насилия на символические действия и семиотические комплексы, но и культурная практика солидарности и гуманизации человеческого сообщества .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=