Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 122 политических и методологических позиций показывает лишь вакуум философского понимания всей её сложности и неоднозначности. Исходная философско-методологическая установка в нашей попытке её новой постановки и понимания заключается в том, что философско- культурологическая рефлексия феноменов насилия и ненасилия всегда зависела и зависит как от реального положения человека в конкретно-исторических сообществах, так и от степени индивидуального и общественного самосознания в культурных практиках насилия и ненасилия. Философское осмысление всегда стимулировалось не просто какими- либо «культурно-историческими» или «экзистенциальными» контекстами, но исторически значимыми, символическими событиями . Например, такими символическими Событиями Насилия в истории человечества были выбор Сократом самоубийства по приговору суда и крестная смерть Иисуса Христа, которые сразу же стали пониматься одновременно и как События Ненасилия, жертвенной любви к гражданам полиса (отечества) или ко всему греховному человечеству. Пытаясь дать собственное видение проблематики насилия и ненасилия, мы развиваем ряд положений, уже присутствующих в наших работах, в том числе и совместных [3; 7; 8]. В данной статье мы, применяя принцип диалектического сопряжения исторического и логического, герменевтические методики в интерпретации культурно-исторических фактов и событий, а также философских текстов, рассматриваем рождение и эволюцию практик насилия и ненасилия в человеческой истории. Мы исходим из определения культуры как деятельности , но при этом под «деятельностью» понимаем не просто любые формы активности, но прежде всего формы свободной и творческой деятельности , которые и кристаллизуются в практиках , устойчивых и общезначимых, технологических способах бытия человека в природе и обществе, что ближе к устоявшемуся определению цивилизации . При таком подходе насилие и ненасилие нами рассматриваются как специфические практики, уходящие в основания бытия человека (и человеческого бытия) и проявленные в различных культурно- исторических формах развития человечества. Этот исходный тезис мы попытаемся обосновать в нашем тексте. Таким образом, мы исходим из того, что насилие человека над природой и другим человеком, равно как и формы ненасильственного отношения человека к миру и другим людям, лежат в основании человеческого культурно-цивилизационного развития. Изначальность насилия в филогенезе человека столь очевидна, что не нуждается даже в обосновании фактами, но сложнее дело обстоит с ненасилием. Поэтому мы попытаемся рассмотреть культурно-историческую эволюцию насилия и ненасилия , их антропогенные предпосылки и социальную природу. В этом плане интерес представляет определённая критика некоторых устоявшихся представлений на роль и место насилия в культурной истории человека и человечества.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=