Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 114 чувство общности между незнакомыми индивидами (в романе – «старыми» богами), готовыми «не столько убивать, сколько быть убитыми» свидетельствует о феномене «воображаемого сообщества», которое Андерсон называет «нацией». Данного представления о нации как «воображаемом единстве» придерживается и Н. Луман [10, с. 484]. Также рост «национальной риторики» суверенных государств является характерной тенденцией для дифференцированного современного общества, которая приходит на смену «религиозной риторике» стратифицированных обществ (империй). В идее «нации» – «воображаемом единстве» происходит совпадение личной и народной идентичности [10, с. 484-485]. В этом поиске себя главным героем – смысл романа (второй сезон сериала выходит в марте 2019 г.), смысл жертвы – в обнаружении ответов, «которые невозможно забыть». «You are what you worship» (Ты есть то, чему ты поклоняешься), – декламирует слоган к сериалу, то есть раскрытие человеческой сущности зависит от актуализации феномена почитания и веры. Экранизаторы книги проявляют определенную смелость и по отношению к христианству. Хотя в книге вопрос христианства вообще не затрагивается, в сериале Христос – единственный бог, который представлен множественно (сюжет на празднике Пасхи). Мотивация такого кино-решения – в демонстрации «популярности» Христа среди жителей Америки, он также привезен на континент колонизаторами и переселенцами, но его образ среди верующих слишком разнится. Христос не относится к сообществу «старых» богов, не относится он и к «новым» богам. Скорее «персонализации» Христа, представленные в фильме, составляют свое собственное «воображаемое» сообщество, на основе священного текста, и последующих его интерпретаций. Мир языческих богов, хотя и относится к области священного, он осязаем и чувственно-воспринимаем. Никлас Луман относит такую коммуникацию к форме тайны. «Репрезентация сакрального как таинственного давала важные преимущества. Она дистанцировалась от того, что мы чувственно воспринимаем, но оставляла его в статусе воспринимаемого. Все что считается сакральным: кости, статуи, изображения, горы, реки, деревья и др. – это осязаемые объекты, которые в то же время выходят за границы материальности. Тайна остается тайной, но той, которая видима» [17, loc. 829]. Такая форма религиозной коммуникации является характерной для «дописьменных» культур, она основана на личном общении, устной традиции и не структурирована в организацию. Другую замечательную современную иллюстрацию архаичной формы религиозной коммуникации, то есть коммуникации через «таинственное» дает артхаусный (т.е. не для широкой аудитории) фильм «Небесные жены луговых мари» (фильм Алексея Федорченко по одноименной книге Дениса Осокина). В тизере к фильму он характеризуется как «фильм-орнамент», «фильм- календарь», 23 новеллы о жизни марийского народа [8]. Если в «Американских богах» мы находились в мире фэнтези, гротеска, фантасмагории и компьютерной графики, то в «Небесных женах» мы буквально окунаемся в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=