Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 113 американские исследователи считают еще более удачным для понимания этой проблемы «новых» богов, так как с 2001 года, когда вышел в свет роман, многое изменилось. Настала эпоха социальных сетей, где рейтинг исчисляется количеством «followers» – подписчиков (последователей!). Так опасность «нового» бога – Техномальчика – не в его действиях, а в действиях его пиксельных, безликих последователей «followers» [14]. Примечательной чертой «Американских богов» можно обозначить отсутствие ореола тайны вокруг богов. Коммуникация людей с богами в романе происходит в мире, где боги и люди живут вместе, участвуют в будничной жизни, пользуются транспортом, вынуждены зарабатывать себе на пропитание и искать место для ночлега. «Мир богов» и «мир людей» не отделены границей (что свойственно любой религии в концепции Н. Лумана – это наличие границы: мирское / священное, имманентное /трансцендентное, явленное /сокрытое, близкое/далекое, известное/неизвестное) – в этом смысле мы находимся на территории литературного гротеска, фантасмагории и карнавала в смысле М. Бахтина. Смешное и абсурдное берет верх над нормативным и утверждает «буйство жизни» [5]. В центре сюжета «Американских богов» – поиск своей идентичности главным героем по имени Тень. Обозреватель «The New York Times» Jeremy Egner пишет: «Американские боги» – это сериал о вере, идентичности и современных американских ценностях», а также «это история пути» («a road story») [15]. В сериале отражено «экзистенциальное беспокойство Америки – это единственная страна в мире, которая задается вопросом, что она такое», – читаем в этой статье [15]. Главный герой Тень Мун (Shadow Moon) досрочно освобожден из тюрьмы и едет на похороны своей погибшей в автокатастрофе жены. В аэропорту он встречает загадочного мистера Среду (Одина) – с этого момента жизнь Тени оказывается в центре противоборства «старых» и «новых» богов, а вместе с этим на пути «к себе». В современном обществе, которое Луман характеризует как дифференцированное, разобщенность ролей в разных функциональных системах делает проблемой личную идентификацию и самореализацию. «Никто не может знать кто он такой, но должен обнаружить встречают ли его собственные проекции признание» [10, с. 41]. Так на протяжении романа и первого сезона сериала «волшебным» образом ожившая жена Тени Лора часто спрашивает его «Ты чувствуешь себя живым?» В романе Тень наконец почувствует себя живым, когда будет ритуально повешен на ясене, совершая 9-дневное бдение (жертву) по убитому Одину. Он почувствует себя настоящим и нужным героем, способным остановить кровопролитную битву богов. Интересным видится и образ жертвы, ведь Тень добровольно решает совершить смертельный обряд повешения ради чужой битвы, ради Одина, в которого в современной Америке никто не верит. Почему? Эта идея добровольной жертвы может быть рассмотрена в ключе «воображаемых сообществ» Б.Андерсона [1]. В «Американских богах» такую общность будут представлять сами «старые» боги, которые как и верящие в них люди являются по сути переселенцами из других стран (Европы, Африки, Индии и др.) и такое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=