Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 11 невежество, прикрытое лоском одной специальности… Специальности у нас ничтожны просто потому, что общее знание у нас ничтожно, что уровень нашего просвещения весьма низок…» [4, с. 231]. Возрождение общего образования Хомяков связывал с развитием университетов в России, с насыщением программ университетских специальностей и предметов фундаментальными, общемировоззренческими, религиозно-нравственными науками и с повышением тем самым уровня общего просвещения. Согласно Хомякову, это целесообразно и в общественном отношении: «человек, получивший основное образование общее, находит себе пути по обстоятельствам жизни; человек, замкнутый в тесную специальность, ограничен в возможностях выбора жизненного пути» [4, с. 227]. Таким образом, приоритет общего образования не только отвечает требованию цельности разума, но и способствует синтезу науки и жизни, устраняющему раздвоение духовных и жизненных начал. Наконец, третий и высший шаг в возрождении «органического русского образования» в России – это восстановление в общей культуре народа понятий «естественное и нравственное братство» и «внутренняя правда». Только тогда образование как «передача всех начал нравственных и умственных от одного поколения к другому» станет выражением органического единства духовных и жизненных начал. Преодоление «формализма» в образовании невозможно, по мысли Хомякова, без развития нравственной культуры общения, которая заключается не в эгоистическом размене услуг, не в сухом уважении к чужому праву, но в живом размене чувств, в общении воли, в «разделении не только горя, но и радости жизненной». Только такого рода общение, полагает Хомяков, «может возвратить нас к началам жизни, нами утраченной, и привести нас из состояния безнародной отвлеченности и мировой самодовольной рассудочности к полному участию в особенностях, характере и физиономии народа. Наши школьнические полузнания развились бы до науки и развили бы науку, внеся в нее великие и до сих пор ей чуждые начала: нравственного братства и христианской правды» [4, с. 156-157]. Эти слова Хомякова и сегодня звучат как программная установка и ориентир для реформирования современного российского образования в направлении возрождения его национальных религиозно-нравственных и гуманистических традиций. Литература 1. Хомяков А. С. Мнение русских об иностранцах // О старом и новом: статьи и очерки / А. С. Хомяков. М., 1988. С. 103-134. 2. Хомяков А. С. О возможности русской художественной школы // Там же. С. 135-158. 3. Хомяков А. С. По поводу статьи И. В. Киреевского «О характере просвещения Европы» и его отношении к просвещению России // Полн. собр. соч. В 8 т. / А. С. Хомяков. М.: Университет. тип., 1900. Т. 2. С. 218-243.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=