Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 101 Выводы для современного российского образования «Но это шутка», – добавил президент. Путин: Граница России нигде не заканчивается. Шутки, наряду с оговорками, открывают доступ к нашему бессознательному, – так «принцип пространства» выявляется уже не в воображаемом, но как несознаваемый архетип. Но надо помнить, что мы живем в XXI в., когда включенность в сиюмоментное все сильнее конкурирует с укорененностью в территорию, – в итоге, среди молодых россиян мы видим «кельтов», «японцев», «американцев», «африканцев» и т.п. Сегодня могут формироваться новые и неожиданные черты ментальности. С какой же ментальной реальностью имеет дело образование в России? Наблюдаемые проявления общественного и индивидуального сознания таковы: на 2008 г. у среднего россиянина, сравнительно с гражданами других европейских стран, были «крайне слабо выражены надличные ценности, связанные с заботой о благополучии других людей (…) и, наоборот, крайне высока значимость противостоящих им «эгоистических ценностей», то есть «средний россиянин сильнее, чем жители большинства других включенных в исследование европейских стран, стремится к богатству и власти, а также к личному успеху и социальному признанию» [33, с. 457-458]. Эти характеристики явно противоречат идеализируемым представлениям о ценностных основах российской ментальности. Вместе с тем, в среде школьников, например, теоретические знания об обществе преобладают над способностью определяться в практических проблемах; правительству доверяют 88%, школе – 84%, (в других странах - около 60%), а людям в общем доверяют лишь 51% (в других странах показатели много выше) [Данные по: 6, с. 108]. Эти проблемы видятся продолжением старых, унаследованных из прошлых слоев российской ментальности. Но само образование сегодня переживает проблемы, связанные с экономически-управленческими подходами неолиберализма. А, кроме того, есть две основные цивилизационные проблемы: конкуренция человека с машиной (сейчас – искусственным интеллектом), и возрастание уровня манипулируемости человека. И все эти проблемы и вызовы должно учитывать и решать в своем развитии российское образование. Некоторые считают, что распространение ценностей «человека экономического» – это рецепт для избавления от недостатков, присущих российской ментальности, который приложим к образованию. Другие же, критикуя происходящее, видят в изменении ценностей свидетельство разрушения российской ментальности. Не соглашусь ни с первыми, ни со вторыми по той причине, что ценности не определяют систему архетипа. Так, ценности русского человека в разные исторические периоды менялись. С другой стороны, если глянуть глазами заинтересованных экономистов, выяснится, что, несмотря на потеснение альтруистических ценностей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=