Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 100 Так, ориентация на абсолютное породила и первенство идеи перед жизнью, и возведение утопии, и навязывание своей истины миру, – то есть заложила фундамент в России для идеократии (главенства идеологии – по Ф. А. Хайеку [35], не спонтанных, а «сознательных порядков», что характеризует, согласно евразийцам, нашу цивилизацию). Интуиция. « Пространство », взятое как внутреннее , подпадает под обозначение «души», а самостоятельная способность души обозначается как «интуиция». Не удивительно, что традиция российской ментальности характеризовалась вниманием к душе, а интуиция составила центр внимания русской философии (В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, С. Л. Франка, др.). Рациональность, опираясь на восприятие внешнего, внутри себя его оформляет, разлагая анализом, перерабатывая и связывая логическими связями, а интуиция опирается на уже как бы имеющуюся в пространстве внутреннего данность предметов. Но данное в пространстве внутреннего не то же, что внешнее данное, поскольку не потеснено границами и выступает в полноте, выходя в прошлое, будущее и в сферу возможного. Так люди прозревают неизвестные события и связи между событиями прошлого, предугадывают будущее. Модус возможного означает появление в результате интуиции мечты , ведущей к воплощению возможного в действительное. Мы «полагаемся на интуицию» во всех случаях, требующих познания за границами данного, – в этом смысле интуиция противостоит рациональности. Русский ум, отстаивая пространство внутреннего , где зарождается интуиция, противопоставлял себя рациональности. Русский народ устремлялся к иррациональности в религии или отдаваясь «духу Диониса»: экстатически в песне, пляске, гульбе, «чтоб душа развернулась!» («рвя рубаху на груди» – вызывая свое внутреннее к жизни и ценя его пуще жизни). Вся песня «Ванюша» Александра Башлачева том, как «в чистом поле душа гуляет». Антагонистом души выступает «коллектив», который в предгибельный момент говорит Ванюше: «Оторви ее да брось – Ножками потопчем», тут же мелькают «интеллигенты» (представители рациональности?), которые «сине небо вниз тянули. Тьфу ты! Надорвалися...». Ориентация на внутреннее проявлялась и в русских качествах совестливости (как голосе души), а у интеллигенции – в рефлексивном «самокопании». Ценность внутреннего выразились также в трех российских культах: литературы, «духовности» (национального понятия, не равного европейским «нравственности» и «религиозности») и «интеллигентности» (как душевного аристократизма). Относительно внутреннего проблемы те же: сохранение его как ресурса и невзятие барьера «Границы», другого во внутреннем – схватываемой реальности в форме внутренней данности. Результат – замещение ее эмоциями, фантазиями, конструкциями. Отсутствие же внутреннего усилия не ведет к становлению нового качества внутреннего , то есть духовному росту.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=