Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(29) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (29), март 2019 г. 10 Программа возрождения российского образования. Однако Хомяков не ограничивался только общими рассуждениями о характере и перспективах образования в России. В его работах просматривается конкретная программа выхода образования из тупика формализма и раздвоенности духовно- жизненных начал. Главная цель реформирования образования – развитие «синтеза науки и жизни», ибо преодоление подражательности нашей образованности есть, согласно Хомякову, стремление к «науке живой, к внутреннему освобождению ее от ложных систем и ложных данных и к соединению ее с жизнью» [1, с .135]. При этом Хомяков провозглашал необходимость развития «не эклектического российского, но органического русского просвещения» [1, с. 135]. Славянофильская программа возрождения образования в России на основе развития цельных духовно-жизненных, религиозно-нравственных начал включает в себя ряд последовательных шагов. Первый шаг есть необходимость руководства образованием и воспитанием со стороны государства, причем, прежде всего, в плане обязанности утверждения «нравственного закона и христианской правды», а не только формального уважения к праву. В отличие от Запада это требование должно стать в России «не только правом, но прямою нравственною обязанностью в государстве», которое, должно взять на себя задачу утверждения человеческих отношений в обществе, основанных на законах высшей нравственности и христианской правды. «Такое государство обязано отстранить от воспитания все то, что противно его собственным основным началам. Такова разумная причина, из которой проистекает необходимость прямого действия правительственного на общественное образование… Правительство, которое бы допустило в нем начала, противные внутренним и нравственным законам общества, изменило бы тем самым общественному доверию» [4, с. 223-224]. Эти пророческие слова Хомякова звучат сегодня как предостережение современным реформаторам российского образования, допускающим «начала, противные внутренним и нравственным законам общества». Второй шаг на пути возрождения национальных традиций образования – это преимущественное развитие и укрепление принципов общего познания в отличие от узкоспециализированного научения. Философия образования Хомякова исходит из предпосылки, что истинная цель образования есть «развитие и укрепление общего понимания», а эта цель достигается только посредством постоянного «сравнения предметов, представляемых целым миром науки, и понятий, принадлежащих ее разным областям». Согласно Хомякову, уровень общего образования определяет качество образования специального. Мнение о том, что общее образование чревато поверхностным всезнанием, затрудняющим выработку подлинной специализации, является не более чем предрассудком. «Без сомнения, дельную специальность встретить у нас не совсем легко, – замечает Хомяков, – но не всезнание мешает ей развиваться, а чистое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=