Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 99 машинному ситценабивному производству и ставшее впоследствии визитной карточкой, своего рода брендом Ивановского края. Нас интересовало не текстильное производство в целом (ручное или промышленное) с его комплексом технологических процессов, а рассмотрение эволюции текстильной орнаментики в традиционном промысле ивановской набойки и в современном ивановском текстиле. Зарождение на территории Ивановского края ремесел по обработке текстиля и его становление центром текстильных промыслов (выращивание льна, ткачество, окраска и набойка) принято относить к концу XVI - началу XVII веков. Однако, известно, что окрашивание и набойку на тканях осуществляли на Руси еще в XII веке, о чем свидетельствуют образцы церковной одежды в коллекциях Н. Л. IIIaбельскoй и княгини Е. А. Сидaмoн- Эpuстовой [7]. У Н. Н. Соболева находим предположение, что на территории нынешней Ивановской области первыми мастерами, по украшению тканей, были иконописцы, или точнее, «мастера-доличники», «травщики» поскольку именно они были знакомы с красками и приемами выполнения «доличного», т.е. всего декоративного украшения икон. Это «доличники» выполняли самые разные художественные работы: украшали «травами» (растительным орна- ментом) поверхность стен церквей, расписывали фон иконы, украшали орнаментом одежды святых, архитектурные элементы на иконе. Иконописцы участвовали в росписи узорами интерьеров новых хором (богатых изб), бытовых предметов, расписывали полковые знамена, одежды священнослужителей и многое другое [7, с. 17]. Подчеркнем, что, участие иконописцев в текстильном промысле подтверждает, что как бы ни были разнообразны распространенные в регионе виды народного искусства, художественные традиции в каждом виде вырабатываются единой общностью людей, проживающих на одной территории, в единых природных условиях. Их быт, общая история, культура, распространенные в регионе виды трудовой деятельности есть то главное, что формирует особенности и общность региональных художественных традиций. Исследователи текстильного рисунка убеждают, что его истоки образуют, по меньшей мере, два главных русла: с одной стороны – русская традиционная культура и искусство (резьба и роспись по дереву, русская набойка, плетение лаптей, вышивка, народная игрушка и т.д.), самобытность которой обусловлена местной спецификой природоокружения, социально- культурным своеобразием; с другой стороны – культура стран Европы и Востока, с которыми Русь имела развитые торговые отношения. Слияние этих культурных потоков и оказало влияние на характер орнаментики в рисунке на ткани, который часто трудно отнести либо к исконно русскому, либо – к восточному или западно-европейскому. Вместе с тем, в рисунках ивановских ситцев можно увидеть яркие признаки, отражающие русскую природу их возникновения. Местные набойщики – мастера нанесения рисунка на ткань – в своих разработках орнаментов использовали самую разнообразную информацию, которую в те

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=