Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 98 и узорные силуэты с очень расчлененной листвой». [2, с. 240]. Здесь мы опускаем рассмотрение динамики развития иконописного ремесла и причин угасания иконописи, которые, прежде всего, обусловлены изменениями, происходящими в преддверии кардинальной смены общественной организации, переменами во всех сферах жизни страны после революции 1917 года. На втором этапе (первая треть ХХ в. - конец ХХ в.) – это развитие новой ветви в Палехском искусстве – лаковой миниатюры с собственной художественно-образной системой. В основу новой художественной системы были положены трансформированные мировоззрением палехских иконописцев традиции зарубежных (китайских, японских), российских мастеров лакового промысла, ( Жостово , Федоскино, Нижний Тагил и др.). Но по-прежнему важной составляющей нового искусства выступала традиционная древнерусская живопись (иконопись) – техника письма, приемы стилизации, условность форм, найденные еще в средневековье, а также богатый опыт в живописной организации плоскости. В третий период (рубеж ХХ-ХХI вв.), когда также, как и на предыдущем этапе, кардинально меняется социально-культурное устройство России, «вновь возрождается иконописание на Палехской земле, и вновь зазвучала традиция, сохраняемая и обогащаемая новыми поколениями мастеров» [3]. В истории Палеха наглядно органичное взаимодействие трепетно охраняемой традиции и диалога во времени и в пространстве: художники-иконописцы, пережившие революцию (1917 г.), спасли (законсервировали) вековую иконописную традицию в искусстве лаковой миниатюры; художники другого поколения уже в 70-е годы повторили путь старых мастеров, положив начало возрождению традиций в лаковой миниатюре, после их искоренения во времена жесткого идеологического диктата; на рубеже ХХ-ХХI веков новые поколения художников, не только сохраняют и развивают традиции миниатюры, им принадлежит заслуга в расконсервировании иконописной традиции на новом более высоком уровне [3]. Неизменяемым остается в палехской традиции, то что было найдено палешанами еще в Акафистах – изящество, узорность, тонкое письмо. При этом не только не утрачивается опыт, накопленный поколениями, он продолжает развиваться и в лаковой миниатюре, чутко впитывая современные тенденции в сюжетике, в технологии, в ассортименте изделий и, безусловно, в иконописании. Таким образом, восприняв мировое искусство во всем его многообразии – впитывая все лучшее, созвучное народному миропониманию, пропустив воспринятое через природное своеобразие, искусство Палеха сегодня – это признанное во всем мире явление, как олицетворение исторической памяти и национальной самобытности народа, функционирующее в современной культуре. В аспекте исследуемой проблемы рассмотрим другой вид декоративно- прикладного искусства, распространенный в Ивановском регионе – ивановские ситцы, искусство, получившие развитие от ручной набойки рисунка на ткани к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=