Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 96 т.д.). Сегодня уже не вызывает сомнений тезис, что традиция при всей ее статичности, имеет тенденции к развитию, что и обеспечивает народному искусству возможность быть актуальным во все времена. Изменчивость и развитие традиций осуществляется, как за счет действия собственных ресурсов – собственных творческих принципов (повтора, вариаций, импровизаций), так и за счет восприятия социально-культурных новаций и диалогического культурообмена. Инновационными могут выступать самые разные явления – смена стилей в искусстве, моде, изменения во вкусах и спросе потребителей, появление новых технологий, материалов и т.д. К поиску нововведений в художественно-образную систему того или иного промысла подталкивает народного мастера конкуренция на рынке сбыта его продукции. Здесь важно в погоне за новизной не утратить исконно традиционное, что позволяет народному промыслу не раствориться в других родственных видах народного искусства, не переродиться в нечто новое, другое, а оставаться самим собой. В качестве инноваций могут выступать элементы заимствований, как своеотеческих, так и инокультурных. Как правило, элементы, выступающие вначале как инновации для заимствующей культуры, постепенно трансформируются, приобретая черты собственной традиции, становясь ее органической частью. В связи с этим возникают проблемы соотношения традиционного и современного, этнического и общечеловеческого начала в культуре и искусстве. Отсюда вытекает значимость не только традиции в культурной динамике, но и другого, не менее важного фактора – межкультурного диалога. Рассмотрим, в какой среде формировалась художественная традиция Палеха, уникального центра народного искусства, изначально знаменитого своими иконописцами, а позднее и в наши дни – мастерами утонченной лаковой живописи. Палех является частью Ивановского региона, края среднерусской полосы, территориально близко расположенного к центру страны, но вдали от больших дорог, края с достаточно скудными и мало плодоносящими землями, с богатой, хоть и неброской растительностью. Край «березового ситца», природа, с преимущественно лиственными лесами, с ажурностью мелколистья, мелкотравья и мелкоцветья. Край с удивительно талантливым народом, хорошо чувствующим своеобразие здешней природы, тяготеющим к утонченному и изящному художеству. С точки зрения исследуемой проблемы, искусство Палеха, в своем развитии имело, как минимум, три значительных периода. Первый период (XVIIв. - начало XX в.) – это становление, расцвет, упадок и прерывание иконописного палехского стиля [3]. Впервые упоминания о Палехе появляются в XVII веке в связи с тем, что уже тогда здесь занимались иконописью, предназначенной для местного крестьянского быта. Художественной средой, питавшей иконопись палешан, выступали произведения высокого древнерусского искусства (иконы новгородского письма XV и XVI веков, московского царского и строгановского письма XVII века), возможно привезенные в палехский храм из царских мастерских Москвы, возможно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=