Гуманитарные ведомости. Вып 4 (28) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (28), декабрь 2018 г. 84 Таким образом, идеи Л. Н. Толстого о «человекотворческой» миссии учителя, введенное им понятие «школа как педагогическая лаборатория», получили дальнейшее развитие и широко внедряются в современную практику социокультурного образовательного пространства. Оно олицетворяет собой объективный педагогический поиск путей и средств такой организации образовательной среды, при которой достижение качества образования не вступает в противоречие с интересами личности ребенка, его индивидуальностью, общечеловеческими идеалами и ценностями культуры, освоение которых осуществляется через предметное содержание образования, внеурочную воспитательную деятельность, коммуникативный процесс. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, который наряду с традиционными функциями и видами своей профессиональной деятельности сегодня призван выполнять многообразные исследовательские задачи. При этом вопросы «чему учить», «как учить» ребенка цифрового общества, и, главное, воспитать его личность, взрастить его духовно-нравственный потенциал определяют проблемное поле интеграции педагогической науки и практики образования, деятельности школы и учителя-исследователя в современном культурном контексте. Реализация идей Л. Н. Толстого в контексте «человекотворческого» характера деятельности учителя, современной школе-лаборатории предусматривает проектирование ценностно-смыслового аспекта образования. Это связано с пониманием ученика, как главной ценности, что определяется идеями «саморазвития», «свободы», «ненасилия», «духовности», процессом развития образовательной среды на всех ее уровнях; учетом единства воспроизводящих и преобразующих функций образования, отражающих динамику социокультурного развития; выстраиванием системы субъект- субъектных отношений с учетом ментальности личности, предопределяющей ее мировоззрение и поведение, их коррекции посредством организованного взаимодействия с культурно-образовательным пространством; соответствием педагогического процесса интересам и потребностям личности и др. Основными методами проектирования системы субъект-субъектных отношений являются: метод развития идентификации, погружения себя в жизненную ситуацию другого; метод развития эмпатии, направленный на актуализацию сопереживания личностью состояния другого, сочувствия ему; метод развития рефлексии, заключающийся в педагогической актуализации самоанализа личностью своего поведения по отношению к другим. В целом, философско-педагогические взгляды Л. Н. Толстого, соотнесенные с современной философией образования, помогают осмыслить ценностные аспекты и сущность образовательной деятельности учителя, как культуросообразной, осуществлять педагогический процесс, исходя из приоритетов личности обучаемого, предполагают отказ учителя от авторитарных установок, создание благоприятных условий для интеллектуального, культурного, нравственного развития ребёнка на основе духовности личности и стремления её к творческой самореализации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=